В докладе эксперты констатируют, что российский небанковский финансовый сектор находится в состоянии глубокой депрессии. Между тем в современном мире именно небанковский финансовый сектор является основным местом формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, дефицит которых столь остро ощущается в отечественной экономике.
Анализ, проведенный экспертами ЦСР, говорит о том, что российскому небанковскому финансовому сектору присущи многочисленные внутренние структурные проблемы, сдерживающие его развитие. Доклад построен следующим образом. Сначала описываются теоретические концепции развития финансового сектора как важнейшей составной части национальной экономики, его роль и функции в развитии экономики, и те показатели, которые используются для анализа его социально-экономической эффективности. Затем на основе этих инструментов выявляются важнейшие проблемы, препятствующие качественному выполнению финансовым рынком и небанковским финансовым сектором своих социально-экономических функций. После этого авторы доклада формулируют концептуальные предложения по реформе российского небанковского финансового сектора, которая может превратить его в важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития.
Споры о роли финансовых рынков в развитии экономики ведутся с давних пор. В настоящее время можно говорить о наличии определенного консенсуса – ведущие мировые экономисты, на основе теоретических и эмпирических исследований пришли к выводу о том, что «существует устойчивая связь между уровнем развития этих рынков и долгосрочными темпами экономического развития». Экономики с более развитыми финансовыми системами в долгосрочной перспективе растут быстрее. Сегодня все успешные модернизации опираются на долгосрочные вливания, формируемые внутренними институциональными инвесторами, которые притягивают средства глобальных игроков.
Однако в России наблюдаются обратные процессы. За последние 10 лет фиксируется снижение ликвидности ряда сегментов финансового рынка, уменьшение доли сделок, на основании которых определяется рыночная цена финансовых активов. К примеру, доля денежного рынка в сделках с акциями выросла с 24% в 2005 г. до 86% в 2015 г.; в корпоративных облигациях рост составил соответственно с 42% до 94%, а в секторе региональных облигаций – с 47% до 76%. В то же время доля рыночных сделок с капитальными активами с каждым годом уменьшается, сообщили в пресс-службе ЦСР в Москве социально-экономическому журналу Панорама. Наивысший уровень ликвидности рынков акций, облигаций и срочного рынка за период 2009 – 2016 гг. был зафиксирован в 2011 году.
Сейчас на рынке акций он упал в 3,2 раза; на облигационном рынке – в 2,6 раза; на срочном – в 1,4 раза. Такую ситуацию эксперты характеризуют как снижение эффективности функционирования финансовых рынков в Российской Федерации. Показатель ликвидности считается важнейшей качественной характеристикой состояния этой сферы. Эксперты ЦСР считают, что по уровню ликвидности фондового рынка в последние годы отставание России от конкурентов значительно выросло. Если в 2011 году доля России в совокупном объеме биржевой торговли акциями развивающихся рынков составляла 5,1%, то в 2015 году – всего 0,3%.
Российский рынок акций отличается крайне высокой концентрацией, как по структуре оборота, так и по структуре капитализации. Также крайне высока отраслевая концентрация оборота и капитализации. Размер активов небанковских финансовых организаций (относительно суммарных активов всех финорганизаций) в России находится на самом низком уровне среди 50 крупнейших национальных рынков, и этот показатель продолжает снижаться. Соотношение активов небанковского финансового сектора и активов коммерческих банков в России самое низкое среди крупных экономик (сопоставима только Греция). Это является причиной, во-первых, низкой защищенности российской экономики от мировых шоков («слабый иммунитет»), и, во-вторых, существенного дефицита долгосрочных инвестиций, перераспределяемых финансовым сектором в реальный сектор экономики.
Причины такого состояния небанковского финансового сектора состоят в том, что основную часть его активов формируют пенсионные деньги, но значительная их часть остается в распоряжении государства, препятствуя развитию индустрии частного управления активами в России. При этом еще не так давно пенсионный сектор демонстрировал наилучшие результаты среди всех сегментов небанковского финансового рынка, в том числе в плане международных сопоставлений.
Однако пенсионные накопления были заморожены, и в ближайшие три года государство не планирует их размораживать. За последние три года в результате замораживания пенсионных накоплений НПФ и управляющие компании недополучили около одного триллиона рублей, в то время как на санацию банков и гарантию выполнения их обязательств государство потратило более 1,6 трлн руб.
В стране так и не был создан Международный финансовый центр (МФЦ). В соответствии с Индексом глобальных финансовых центров (Global Financial Centres Index — GFCI), Москва и Санкт-Петербург находятся в самом низу списка ранжируемых финансовых центров (85-е и 86-е места из 88), уступая всем конкурентам из стран с крупными развивающимися финансовыми рынками. Фактически это означает, что программа по созданию МФЦ в России не выполнена. Эксперты ЦСР напоминают, что согласно «Дорожной карте», утвержденной Правительством РФ летом 2013 года, место Москвы именно в этом рейтинге рассматривалось в качестве целевого показателя. На 2014 г. было намечено вхождение Москвы в топ-40 данного рейтинга (расхождение с реальным рейтингом – 40 мест), на 2015 г. – в топ-25 (расхождение с реальным рейтингом – 53 места), на 2018 г. – в топ-15.
Значимость небанковских финансовых организаций как поставщиков долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики исключительно велика именно для современных российских условий. Существенное увеличение объем долгосрочных инвестиций со стороны банковской системы невозможно по целому ряду причин, вт.ч.:
· емкость банковского сектора уже находится на уровне, при превышении которого, по данным современных теоретических и эмпирических работ, этот сектор начнет тормозить экономический рост;
· доля банков в структуре внешних источников финансирования инвестиций в основной капитал уже сопоставима с рядом стран (в т.ч. Германией), в которых банковские пассивы по срочности в разы превосходят пассивы в России.
Поэтому разумной политикой представляется развитие институциональных инвесторов, аккумулирующих долгосрочные инвестиционные ресурсы.
В докладе также проанализирована ситуация с накоплениями граждан. По мнению авторов, в российской экономике сложилась неэффективная с макроэкономической точки зрения структура сбережений населения.
Население, инвестируя большую часть накоплений в недвижимость, иностранную валюту и банковские депозиты, действует вполне рационально в тех условиях, которые существуют на рынке. Для того чтобы повысить эффективность трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции в реальном секторе, необходимо изменить условия такого рода вложений. Тогда предприятия смогут привлекать длинные ресурсы от населения через различные финансовые инструменты. Данные меры предложены в докладе. Нам предстоит сформировать такой национальный инвестиционный механизм, который работает в развитых экономиках и наиболее динамично развивающихся экономиках.
Аналогично, многие предприятия, стремящиеся к прозрачности, повышению уровня корпоративного управления и в целом к повышению своей эффективности и к привлечению инвестиций на финансовом рынке, в настоящее время вместо бонуса в виде увеличения притока инвестиций сталкиваются с риском недружественного поглощения со стороны менее прозрачных и менее эффективных компаний. Поэтому в докладе предлагаются меры, защищающие корпорации, стремящиеся к выполнению стандартов функционирования финансовых рынков, что объективно нацелено на предотвращение наметившейся тенденции к снижению количества акций в котировальных листах бирж, и, в конечном счете – на повышение объема долгосрочных инвестиций, привлекаемых российскими корпорациями на финансовых рынках.
Небанковскому финансовому сектору мешают развиваться такие «внешние» по отношению к нему проблемы как:
· кризис рыночного доверия;
· деформированная структура российской экономики;
· доминирование государства.
По сути, проблема доверия в этом списке доминирует. Кризис доверия часто называется различными экспертами в качестве основного тормоза финансового развития в стране. Однако сама эта проблема, по мнению авторов доклада, проистекает из низкого качества действующих в России институтов, предопределяющих плохой инвестиционный климат и низкое качество государственного управления.
В нынешнем своем состоянии российский финансовый сектор не способен помочь преодолеть инвестиционный застой и вывести экономику страны на траекторию устойчивого роста. Поэтому необходимо изменить государственную политику в данной сфере. Предпосылки для изменений есть — главной ресурсной базой будущего инвестиционного роста, по мнению экспертов ЦСР, могут стать финансовые средства, находящиеся в распоряжении домашних хозяйств (по оценкам, свыше 40 трлн рублей или примерно 50% ВВП страны).
Нужно изменить инвестиционную модель — перейти от «точечного» инвестирования собственных средств предприятий, государственных средств и иностранных инвестиций к массовому инвестиционному процессу, в который вовлечены широкие массы домохозяйств, повышающему уровень конкуренции и эффективность экономики.
В докладе предложены основные направления такой реформы:
1. повышение уровня защиты инвесторов и других клиентов финансовых организаций; повышение уровня информированности клиентов и их финансовой и юридической грамотности;
2. наращивание «полноты» рынка, внедрение новых современных инструментов, продуктов и услуг, повышение ликвидности существующих сегментов рынка, вовлечение активов в финансовый оборот;
3. создание условий для опережающего развития небанковских финансовых организаций и объемов опосредуемых ими сбережений посредством повышения доступности рынка финансовых услуг, повышения устойчивости его институтов, снижения транзакционных издержек;
4. совершенствование стимулов для использования финансового рынка как источника долгосрочных инвестиций;
5. модернизация системы регулирования и надзора финансового сектора, устранение конфликтов интересов и снижение надзорных издержек.
Эксперты ЦСР ожидают, что предложенные преобразования будут не просто способствовать развитию финансового сектора, но и приведут к важнейшим изменениям на макроуровне, среди которых можно выделить увеличение объема инвестиций при опережающем росте долгосрочных капиталовложений, в первую очередь прямых инвестиций; расширение возможностей для структурных реформ; ускорение экономического роста; снижение инфляции; диверсификация структуры и повышение доходов населения.