В Москве 3-4 августа состоялся V международный евразийский форум «Такси».
На рабочей сессии об инструментах финансовой оптимизации таксомоторного бизнеса директор частного сервиса такси Максим Шушарин представил систему, которая, по его словам, поможет частным водителям легализоваться, а региональным бюджетам получить дополнительные доходы от сферы перевозок.
Как заявлено, частные водители конкурируют с официальными перевозчиками и одновременно решают общую задачу удовлетворения спроса населения на услуги такси. Силами одних только таксопарков этого еще никогда не удавалось сделать.
Однако частные водители не имеют возможности работать в такси на законных основаниях. У них нет наемных работников, их доходы нерегулярные и не настолько большие, чтобы регистрировать ИП, получать разрешение на деятельность такси, платить все налоги, заниматься бухгалтерией и отчетностью.
Из-за отсутствия контроля и учета деятельности частных водителей проигрывают все участники, включая государство. Они не платят налоги и действуют на свой страх и риск за гранью закона, поскольку им не предоставлено простого и удобного алгоритма, как сделать свою деятельность легальной.
Шушарин сообщил сетевому социально-экономическому журналу Панорама, что он разработал систему, которая поможет максимальной легализации рынка такси.
Для этого нужно юридически закрепить в российском гражданском и налоговом законодательстве понятие «самозанятый гражданин». Этот статус должен приобретаться без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Налогом с самозанятых будет фиксированная плата за патент на право работать. Патент можно покупать на срок от одного месяца по цене не более одной тысячи рублей в месяц.
Также предлагается законодательно определить, что агрегаторы являются администраторами налоговых платежей для самозанятых, которые пользуются их услугами. Это не только сервисы заказа такси, а любые сервисы, соединяющие заказчика и исполнителя. Таким образом можно вывести из тени миллионы граждан, которые занимаются перевозками, сдачей квартир в аренду, грузчиков, репетиторов и т.д.
Самозанятым гражданам достаточно будет обратиться за аккредитацией в тот сервис, с которым они хотят сотрудничать. Сервис обеспечит перечисление платы за патент, передачу информации в налоговую инспекцию и надзорный орган. Соответственно, сервис будет следить за наличием всех необходимых атрибутов законного оказания услуги.
Цифровая экономика позволяет просто, открыто и технологично перевести водителей в правовое поле. Такая система поможет уйти от бумажного носителя в документообороте. Патент — это информация в базе данных. Она может быть овеществлена в виде QR-кода на мобильном устройстве самозанятого. Сотрудник надзорного органа может считывать его своим мобильным устройством.
Шушарин готов бесплатно предоставить свое программное обеспечение налоговой службе и отраслевым департаментам для мониторинга работы самозанятых.
В настоящее время Шушарин совместно с правительством и думой Курганской области готовятся выйти в Государственную думу РФ с законодательной инициативой о внедрении системы. Дополнительные доходы бюджетов в сфере такси, по прогнозу, составят миллиарды рублей в год. И, как утверждается, контроль деятельности самозанятых позволит улучшить безопасность и качество услуг такси.