В России в 2017–2018 учебном году количество мест в средних школах увеличится на 55 тысяч, а к 2025-му — на 6,5 миллиона.
Таковы масштабы школьной реформы, затеянной Министерством образования и науки РФ. Однако созданием новых учебных мест дело не ограничивается. В системе образования собираются выстроить вертикаль управления, причем это коснется не только учебных программ, но и хозяйственной части. Например, специалисты предлагают централизовать управление отоплением в городских школах, связав их в единую сеть с помощью цифровых технологий.
В 2017 году реформа начнется с пилотного проекта, в рамках которого средние общеобразовательные учебные заведения в 17 субъектах Федерации будут переданы из муниципального подчинения в региональное. По мнению министра образования Ольги Васильевой, это позволит повысить роль государства в управлении школой, в том числе в формировании учебных программ и регулировании заработной платы учителям. Полностью завершить переподчинение образовательных учреждений в министерстве планируют за три года.
Одновременно с этим в России происходит масштабная модернизация школ. И она предполагает не только капитальный ремонт зданий и переоснащение учебных классов, но также замену инженерных систем, включая отопительные. При этом повсеместно внедряется возможность автоматического управления подачей тепла непосредственно из самой школы. Это значит, что администрация учебных заведений сможет самостоятельно регулировать температурный режим, исходя из потребности и погодных условий. Такое возможно, только если в здании установлена автоматика с опцией удаленного контроля и регулирования.
«Сейчас большинство школ строят по типовым проектам. Это значит, что в тепловых узлах у них установлено одинаковое оборудование, из стандартного ряда. Поэтому для автоматического регулирования работы отопления можно использовать одинаковые алгоритмы, загружаемые в память цифровых контроллеров. Настроить и отладить такую программу достаточно для одного объекта, а потом дистанционно, через интернет, загрузить ее с городского диспетчерского пульта в контроллеры тепловых пунктов других школ ли детских садов. После этого диспетчерам нужно будет лишь удаленно наблюдать за работой оборудования. Это позволит сократить количество обслуживающего персонала и обезопасить детские учреждения от локальных аварий и человеческих ошибок», — прокомментировал сетевому социально-экономическому журналу Панорама эксперт Антон Белов.
Одно из подобных решений на базе тепловой автоматики реализовано в новой школе в саранском жилом микрорайоне Юбилейном, которая примет первых учеников осенью 2017 года. Здесь были установлены блочные тепловые пункты и программируемые контроллеры. Помимо удобства управления, школа сможет экономить до 40% тепла, а ее ученикам, благодаря умной автоматике, никогда не будет холодно или жарко.
Еще одна новая школа на 1500 мест с автоматизированной системой отопления встретит в этом году первоклассников в Южном Городе – новом районе Самары, признанном самым масштабным проектом комплексного развития территорий в Поволжье. Здесь также установлены блочные тепловые пункты с погодозависимым регулированием и реализованы широкие возможности для диспетчеризации.
Подобные решения в полной мере соответствуют новой концепции «умного города», реализация которой предусмотрена правительственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым летом 2017 года.