В России коэффициент бонус-малус (КБМ) меньше 1, то есть скидку за безаварийность по ОСАГО, имеют 81% автомобилистов.
Об этом в Москве сетевому социально-экономическому журналу Панорама сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
По его словам, за III квартал 2017 года этот показатель вырос на 1 процентный пункт. Так, по данным на конец второго квартала 2017 года скидку имели 50 млн человек (80%), тогда как по состоянию на конец III квартала 2017 года водителей со скидками насчитывается уже 50,2 млн человек (81%). Таким образом, за квартал число водителей со скидкой увеличилось на 0,2 млн человек.
И.Юргенс добавил, что скидку более 20% (то есть КБМ составляет менее 0,8) по итогам III квартала 2017 года имеют 34% автомобилистов (21 млн человек). Максимальную скидку в размере 50% (КБМ 0,5) получили 15,5% водителей (9,6 млн человек).
«Такие показатели говорят, что финансовая грамотность автовладельцев растет, потому что они понимают, что за безаварийную езду можно сэкономить при покупке полиса до половины стоимости», — отметил И.Юргенс.
Президент союза напомнил, что РСА с 1 декабря 2015 года упростил порядок корректировки КБМ. Если автовладелец не согласен со значением КБМ, определенным при расчете стоимости ОСАГО, то он может обратиться в свою страховую компанию по действующему договору или в ту компанию, с которой планирует заключить новый договор, с соответствующим заявлением. Если по итогам проверки будет выявлено, что КБМ действительно применен неверно, компания исправит значение данного коэффициента.
И.Юргенс обратил внимание автовладельцев на необходимость своевременного предоставления данных об изменениях, которые были внесены в документы, используемые при составлении договора ОСАГО, например, если это касается смены паспортных данных или водительского удостоверения. При отсутствии корректной информации система АИС РСА не сможет правильно рассчитать коэффициент. Так, при изменении фамилии АИС не найдёт первоначальные данные и КБМ автоматически будет равен 1, как для нового водителя.
Другим случаем, когда коэффициент может быть повышен, является ситуация, при которой водитель вписан в несколько полисов ОСАГО, среди которых есть и с «плохой» историей. Потерей повышающего коэффициента чреват и существенный перерыв в страховании или приобретение фальшивого полиса ОСАГО, также пояснил И. Юргенс.
«Мы рассчитываем на дальнейшее совершенствование этой системы. Одним из предложений в данном направлении является то, что в базе РСА будет рассчитываться значение КБМ ежегодно на 1 января, и оно не будет меняться в течение года. Это сделало бы значение КБМ более понятным и прозрачным для автовладельцев, будет мотивировать их ездить аккуратно в течение года, сохраняя тем самым чистоту своего коэффициента», — сказал президент РСА.
Предлагаемый механизм позволит значительно сократить число жалоб, которые зачастую возникают из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в результате один водитель может иметь несколько КБМ. Водитель гарантированно будет сохранять свои накопленные бонусы, но при этом он гарантированно получает «малус» по итогам года за каждый страховой случай по своей вине вне зависимости от того, по какому договору страхования был данный убыток.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – коэффициент, влияющий на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в предыдущие периоды страхования).