Взаимодействие России с международными финансовыми институтами

Россия активно участвует в различных международных финансовых организациях.

imageНаиболее значимыми из них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка, в которых Россия состоит с начала 1990-х гг.

За годы членства характер сотрудничества страны с финансовыми институтами существенно изменился. К основным причинам можно отнести улучшение экономической ситуации в России в начале 2000-х гг., изменение баланса сил в мировой экономике в пользу развивающихся стран и, как следствие, необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры, а также эскалацию геополитической напряженности в 2014 году и последующее введение санкций против России.

С 1992 по 1999 гг. МВФ одобрил России восемь кредитов общим объемом 22 млрд долл. Впоследствии страна прекратила привлечение кредитных ресурсов и начала погашать свою задолженность. В 2004 году долг был полностью погашен, и сегодня Россия выступает в Фонде кредитором, прокомментировали информационному агентству Rainbow в Центре стратегических разработок.

Как заявлено, реформирование глобальной системы резервных валют долгое время было одним из приоритетов в повестке сотрудничества России с МВФ. В 2009 году страна выступила с инициативой включения российского рубля в состав валютной корзины СДР. Однако данное предложение не нашло поддержки Фонда. В настоящее время так же преобладает скептическое отношение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и напряженностью в отношениях России и Запада.

При этом невысокие шансы на приобретение рублем статуса резервной валюты подтверждаются статистикой. По данным Банка международных расчетов, в период с 2013 по 2016 гг. в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась с 1,6 до 1,1%.

По линии Группы Всемирного банка Россия взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международной ассоциацией развития (МАР).

Проекты, утвержденные данными институтами в 2014 году и ранее, сейчас находятся на стадии реализации. Однако после 2014 года по причине введения санкций против России деятельность отдельных структур группы на территории страны была ограничена или полностью приостановлена.

Действие антироссийских санкций – не единственный острый вопрос в отношениях России и Всемирного банка. Страна выступает за проведение реформы управления банка, а также увеличение его капитала.

Россия вместе со своими партнерами по БРИКС отмечает дефицит финансирования инфраструктурных проектов. В случае отказа от увеличения ресурсов банка, институт столкнется с необходимостью сократить объемы кредитования. Развитые страны первоначально не проявляли заинтересованности в обсуждении данного вопроса. Однако в последнее время они, главным образом США, изменили свою позицию. К этому их подтолкнуло появление новых региональных институтов развития, деятельность которых может уменьшить значение и влияние Всемирного банка.