В Москве проходит конференция CISAC

В Москве 5 апреля открылась конференции Европейского комитета международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC).

Участвовала сотня участников из стран Европы, США и других. Собравшихся приветствовали председатель европейской комиссии CISAC Хосе Хорхе Летрия, генеральный директор Российского авторского общества Максим Дмитриев и генеральный директор РСП Андрей Кричевский.

imageС российской стороны открыл конференцию директор департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Сергей Матвеев. Он рассказал о неизбежности процессов глобализации и консолидации, в том числе и в сфере управления и защиты авторских прав, а также отметил необходимость поиска нового баланса между правообладателями и обществом. Вызовы, сформированные новыми технологиями, могут быть решены только совместными усилиями. «Изменяется отношение к понятию авторства, — отметил Сергей Матвеев. — Иногда автором можно считать и того человека, который использовал произведение в необычном варианте. А бюрократия далеко не всегда успевает за этими изменениями».

Генеральный директор РАО Максим Дмитриев в своём выступлении рассказал о непростых временах, которые пережило РАО за последнее время, о тех проблемах с которыми пришлось столкнуться организации. «Важно понимать, — отметил Максим Дмитриев, — что в РАО не так давно сменилось руководство, я занимаю пост директора лишь три месяца, а работа прежнего руководства была запятнана коррупционными скандалами и неэффективностью управления».

Максим Дмитриев также сообщил, что в результате независимого аудита распределения авторского вознаграждения в РАО были выявлены системные нарушения, а именно — значительные суммы вознаграждения в «ручном режиме» начислялись на ограниченный список малоизвестных произведений. Глава РАО обратил внимание руководства CISAC, на тот факт, что буквально в мае 2016 года региональный представитель CISAC Митко Чаталбашев провел в РАО аналогичную проверку, по результатам которой сделал вывод о соответствии процедур распределения в РАО стандартам и профессиональным правилам CISAC.

«Мы хотели бы быть поняты правильно: мы не ставим под сомнение сотрудничество с СИЗАК. РАО, являясь членом СИЗАК, будет и впредь активно участвовать в деятельности этой организации. Мы признаём все ключевые принципы, декларируемые авторско-правовым сообществом и, в первую очередь, прозрачность. Любой постоянный член СИЗАК имеет право не только голоса, но и право быть услышанным. В этой связи мы обращаемся к руководству организации с просьбой рассмотреть вопрос о создании специального органа, который будет представлен новым сотрудником СИЗАК, который займется вопросами развития авторско-правовых обществ в восточной части Европейского региона», — обратился Максим Дмитриев к присутствующим.

Генеральный директор РАО заверил участников конференции, что несмотря на совсем небольшой промежуток времени с начала деятельности нового руководства РАО, уже есть четкое понимание, какие именно шаги необходимо предпринять, чтобы не просто сохранить РАО и институт коллективного управления правами в России, но и усовершенствовать его.

Генеральный директор РСП Андрей Кричевский в своём докладе отметил, что «интеллектуальная собственность, как система транзита нового базового экономического ресурса — творчества — в экономический оборот, сегодня приобретает ключевое значение». Говоря о необходимости использования цифровых продуктов и сервисов в работе организаций по коллективному управлению правами, Андрей Кричевский привел в качестве примера инициативу создания онлайн-платформы, так называемой биржи прав, для лицензирования использования музыкальных произведений, исполнений и фонограмм. По мнению главы РСП специализированная цифровая платформа или биржа интеллектуальной собственности» должна стать следующим этапом развития системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Подобное решение сделает распоряжение правом и получение доходов простым, необременительным и доступным на всей территории России и мира.

Андрей Кричевский отметил, что российские организации по коллективному управлению правами уже имеют положительный опыт создания цифровых продуктов для работы с пользователями. В частности, серьезным прорывом стало создание цифрового плеера, который будучи установлен в любом общественном месте, предоставляет пользователю возможность доступа к размещенному правообладателями контенту, позволяет формировать собственные плейлисты, учитывает статистику использования и сам передает ее в организацию по управлению правами. В результате внедрения этого сервиса всего за 6 месяцев количество новых заключивших договоры пользователей выросло почти в два раза, а объем собираемого вознаграждения увеличился почти на 20%.

Генеральный директор УПРАВИС Александр Сухотин свою речь начал с обозначения правовых основ деятельности общества. УПРАВИС является единственной организацией, имеющей государственную аккредитацию на осуществление права следования в отношении всех авторов, как заключивших договоры на управление, так и не заключивших такие договоры. При планировании своего развития УПРАВИС вынуждено действовать с учетом пока ещё несовершенного законодательства, а также на недостаточную урегулированность обычаев делового оборота в сфере авторских и смежных прав.

С докладами также выступили вице-председатель совета директоров CISAC Хавьер Гутьеррес Висен, отметивший сохранение духа солидарности в области защиты и охраны прав авторов, представитель правового управления CISAC Габор Фалуди, ознакомивший с последними решениями Европейского суда в области авторского права, старший юрисконсульт CISAC Констанс Эррман, старший вице-президент по вопросам глобальной политики общества BMI Энн Суини, заместитель генерального директора Mail.Ru Group, исполнительный директор ООО «ВКонтакте» Дмитрий Сергеев и генеральный директор общества BUMA/STEMRA (Нидерланды) Вим ван Лимпт.

Дмитрий Сергеев вкратце рассказал зарубежным участникам конференции о социальной сети «ВКонтакте», заметив, что в России сеть VK в шесть раз крупнее Facebook — «Вконтакте» является уникальной платформой с более чем 100.000.000 пользователей. VK является открытой платформой для свободного скачивания контента. При этом «Вконтакте» изначально создавалась как платформа для размещения и обмена прежде всего музыкальным контентом. Дмитрий Сергеев также рассказал, что сеть VK в течение ближайших трех месяцев планирует внедрить «революционное решение в области монетизации музыкального контента». Суть этого решения в том, что социальная сеть создаст новые источники монетизации для правообладателей.

Генеральный директор общества BUMA/STEMRA (Нидерланды) Вим ван Лимпт заявил: «Мы живем в тот момент, когда должна смениться парадигма, когда время требует перемен. В будущем творческий дух, вдохновение, этика будут иметь еще большую ценность, потому что машины не могут заменить человека в этих аспектах. Будущее — в новых технологиях, изобретаемыми человеком. И будущее начинается здесь».

В своем докладе Вим ван Лимпт сфокусировался на связи между творческими продуктами и технологиями, обслуживающими эти продукты. 25 лет назад мы начали делиться музыкой, 11 лет назад стали использовать стриминг, и в итоге контроль за скачиванием сильно затруднился. Изменения в технологиях повлекли кардинальные изменения в структуре шоу-бизнеса. Раньше певцы делали концерты в поддержку альбомов, а сейчас выпускают альбомы в поддержку концертов.

Вим ван Лимпт отметил третий уровень развития технологий после диджитал и стриминга — искусственный интеллект. Сегодня уже начался процесс сочинения композиций с участием искусственного интеллекта, по сути сгенерированная роботами на компьютере. Участникам конференции был продемонстрирован музыкальный трек, созданный в лаборатории Sony. Неизвестно, в какую сторону будет развиваться использование таких технологий и к каким изменениям в понимании авторского права приведет. Одно известно уже точно — неизбежно изменение системы выплат авторского вознаграждения при переходе к использованию искусственного интеллекта в создании музыки. Вим ван Лимпт призвал объединить усилия в обсуждении и выработке общей стратегии регулирования авторских прав. Его доклад вызвал особо эмоциональную дискуссию.

Первый рабочий день конференции завершился праздничным вечером в Джаз клубе Игоря Бутмана. Президент Авторского совета РАО Игорь Бутман прокомментировал событие информационному агентству Rainbow: «Второй раз за свою историю РАО стало партнёром СИЗАК по организации и проведению мероприятия, работа которого объединяет ключевые организации по управлению авторскими правами в Европе и за её пределами. Мы рады принимать наших коллег в Москве!»

Настоящим подарком для гостей стало фееричное выступление Игоря Бутмана и его квартета, а также особых гостей — певицы Фантине, пианиста Николая Левиновского и польского джазового трио Confusion Project.

Работа конференции продолжится сегодня, 6 апреля 2017 года.