Языковый образовательный туризм в России: настоящее и перспектива

Языковые программы за рубежом — форма образовательного туризма, которая до кризиса 2014 года была популярной, но за последние три года пережила более чем 80-процентный спад. Удается ли рынку выйти из кризиса, как меняются предпочтения туристов, что ожидает отрасль в ближайшем будущем?

imageНа образовательный туризм приходится лишь небольшая доля мирового рынка путешествий для молодых людей, объем которого, по некоторым оценкам, составляет до 190 млрд долларов. По итогам 2016 года объем рынка языкового образовательного туризма составляет около 20 млрд долларов, по данным международной организации ICEF.

Внутри рынка языкового туризма основная прибыль генерируется 8 англоязычными странами (США, Великобритания, Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Мальта, ЮАР), совокупный доход которых ежегодно составляет около 12 млрд долларов. Услугами компаний, занятых в индустрии языкового туризма, пользуются около 3,7 млн учащихся, 30% которых составляют школьники и студенты. Образовательных агентств на мировом рынке около 20 000, совокупная ежегодная прибыль которых составляет около 1,5 млрд долларов. Среди главных направляющих рынков — азиатские страны (Китай, Индия, Южная Корея), Турция, Италия, Бразилия и Испания.

Главным языком изучения остается английский язык: на него приходится 61 % всех учащихся, участвующих в языковых программах; 97% всех агентств предлагают курсы изучения английского. Чуть менее популярны французский и немецкий (62% агентств), испанский (51%) и итальянский (46%). Примерно такая же картина наблюдается и на российском рынке языкового туризма: на английский приходится 80%, на французский — 6%, на немецкий — 5%, на испанский и китайский — по 3%, на итальянский — 2%, на японский — 1%.

На начало 2016 года доля российского сегмента на общемировом рынке языкового туризма снизилась до 2,4 %. По количеству людей, обучающихся за рубежом, Россия занимала 12-е место в мире (более 50 000 учащихся), образовательных агентств на рынке было всего 325, по данным ICEF.

Динамика

Опыт зарубежных стран показывает, что наблюдается четкая корреляция между экономическим состоянием страны и объёмом выездного и внутреннего образовательного туризма: например, после рецессии 2008 г. в США этот рынок переживал существенный спад, а после финансового кризиса в Испании была сокращена государственная программа поддержки образовательных поездок.

До экономического кризиса 2014 года в России летние образовательные школы пользовались внушительным спросом у россиян. Так, в 2012–2013 учебном году услугами только одной компании воспользовались 1250 выезжающих, однако вслед за дестабилизацией финансовой ситуации в стране стали менее популярными и образовательные поездки: 2013–2014 гг. — 850 выезжающих, 2014–2015 гг. — 320.

Объём в 2014–15 годах был достигнут во многом благодаря новому проекту компании — международному лагерю в Сочи: доля продаж составила 60% от всех путевок туроператора. В следующем сезоне — 2015–16 гг. — доля продаж по российскому направлению увеличилась и составила 75%. Общий рост продаж составил 70%: от 320 путевок в 2014–15 гг. до 550 путевок в 2015–16 гг. Таким образом российский сегмент образовательного туризма стал одним из быстрорастущих, демонстрируя годовой прирост в 20–30%.

Динамика выезжающих в языковые лагеря за рубеж в период 2012–2016 гг.

География образовательных программ в условиях экономического кризиса изменилась предсказуемым образом: если в сезоне 2012–2013 гг. клиенты отправляли своих детей исключительно в западные англоговорящие страны (67 % поездок приходились на Великобританию и Ирландию), то в предыдущем учебном году 60% всех детей отправились в российские языковые школы. При этом компания заметила рост популярности российских направлений даже в рамках одного года: летний лагерь Jey Camp в Сочи в 2015 году посетили 150 детей, а в 2016 году —свыше 400.

Тенденции

Российские образовательные программы оказались востребованной альтернативой западным поездкам: эти варианты стали не только более близкими и спокойными для родителей, но и более выгодными с финансовой точки зрения.

За последние 3 года стоимость зарубежных программ выросла на 30–50 %, даже несмотря на существенные скидки, которые ряд учреждений давали для представителей российского рынка: к примеру, 3 недели летней программы Университетского колледжа Лондона в 2013 году обошлись бы вам в 135 000 р., а в 2016 г. — 215 000 р. Минимальная же стоимость двухнедельной зарубежной поездки в настоящее время составляет 127 000 рублей (с проживанием, перелетом и визой), а средний чек для заграничной образовательной программы составляет около 150 000 рублей. И хотя, например, стоимость всех летних программ для детей в России тоже демонстрировала рост в последние годы (10–30 % в период с 2014 по 2015 гг.), средний чек, например, для сочинского языкового лагеря в настоящее время составляет 95 000 рублей.

С 2013 года изменились предпочтения клиентов и по продолжительности программ: если раньше большей популярностью пользовались программы длительностью в 3 недели, то в 2017 году чаще приобретают 2-недельные путевки.

Кроме того, хотя 80% детей по-прежнему отправляются в образовательные поездки летом, в настоящее время более популярными стали короткие — от 7 до 10 дней — поездки, которые проводятся «не в сезон». Это объясняется опять же тем, что подобные варианты более привлекательны с финансовой точки зрения: программы в течение учебного года дешевле летних на 20–30%.

Аудитория клиентов, отправляющих детей в летние образовательные лагеря в России и за рубежом, также изменилась. Если доля регионов в продажах в докризисные годы составляла до 40%, сейчас клиенты концентрируются преимущественно в Москве (80%) и Санкт-Петербурге (10 %). На уральские и южные города приходится 6 и 4% соответственно.

Отразилось на востребованности образовательных поездок и сокращение доходов российского населения. Если до 2014 года отправить ребенка в зарубежный или отечественный языковой лагерь могла практически любая семья (многие даже брали кредиты на образовательные программы), то после кризиса такая платежеспособная аудитория значительно сократилась.

Советы

Выбрать подходящий летний лагерь, который бы удовлетворял всем требованиям и родителей, и детей, сложно. Однако есть несколько простых правил, которых стоит придерживаться, чтобы сделать по-настоящему оптимальный выбор.

Важны, казалось бы, такие мелочи, как питание. Вроде бы очевидно, что питание должно быть горячим, однако многие летние школы, даже на Мальте и в Великобритании, могут ограничивать выбор блюд лишь холодными обедами и сэндвичами.

Обращайте внимание на условия проживания: желательно, чтобы у летней школы была своя территория, а занятия проходили неподалеку от места проживания.

Немаловажно, чтобы образовательное учреждение, которое предлагает программу, было аккредитовано. В противном случае можно столкнуться со сложностями при получении визы, не говоря о низком качестве предлагаемого продукта.

Но, конечно, самое главное — это уровень образовательных услуг, ведь летний образовательный лагерь — не роскошь, а действительно эффективное средство развития ребенка. Как показывали исследования, проводившиеся на протяжении всего XX века, в конце летних каникул дети демонстрируют значительно более низкий уровень знаний и когнитивных способностей, чем в конце учебного года.

Поэтому чтобы образовательные цели были достигнуты, педагоги, проводящие программу, должны обладать не только профессиональной сертификацией, но и доказанным успешным опытом работы с детьми. В случае с языковыми программами важно, чтобы педагог был носителем языка и имел квалификацию в области преподавания своего родного языка как иностранного.

И еще один важный момент, который отмечают эксперты: не следует переплачивать за индивидуальную поездку (если, конечно, речь не идёт о действительно премиальной программе высшего уровня). Чаще всего такое решение родители принимают, посылая ребенка в языковой лагерь и стремясь ограничить его общение с русскоязычными детьми. Однако этого все равно не избежать: русскоязычные ребята находятся в любой летней школе, поэтому более эффективным решением будет объяснить ребенку цель поездки и мотивировать его на ее достижение.