Эксперты: автокаско чувствует себя гораздо лучше ОСАГО

В России сегмент автокаско в отличие от ОСАГО чувствует себя гораздо лучше, подтверждая эффективность рыночных методов управления тарифами.

imageОб этом социально-экономическому журналу Панорама сегодня, 26 апреля 2017 года, в Москве сообщили в национальном рейтинговом агентстве (НРА):

— В 2017 году мы ожидаем рост количества договоров и объема премий на 2-5% при условии сохранения тенденции роста продаж новых автомобилей, однако о полном восстановлении сегмента автокаско говорить пока рано. Для того, чтобы достичь уровня 2014 года, понадобится минимум 2 года. Средняя премия в 2017 году сохранится на прежнем уровне, а средняя выплата будет более 80 тысяч рублей.

Коэффициент выплат вырастет до 65-68%, но в целом сегмент автокаско останется привлекательным для большинства страховщиков.

Несмотря на резкое падение объемов премий (за последние 2 года страховые компании потеряли почти 48 млрд рублей) в 2016 году страховщики получили положительный результат по этому виду.

Автокаско оказалось наиболее чувствительным к негативной экономической ситуации: страховые компании за 2 года не досчитались более 1,5 млн клиентов. В основном это связано с резким снижением продаж новых автомобилей в 2015-2016 году. Ожидания автодилеров касательно роста в 2017 году пока оправдываются лишь частично: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь-март продажи выросли на 1% по сравнению с прошлым годом, но не достигли уровня 2015 года.

Кроме того, определенное негативное влияние на сегмент оказало повышение лимитов по ОСАГО. Часть водителей отказались от продления договора, посчитав, что выплат по новым лимитам хватит на восстановление автомобиля при аварии не по их вине.

Старение российского автопарка — еще одна причина падения продаж автокаско. Средний возраст автомобиля превышает 12 лет (у иномарок – на 2 года меньше) и увеличивается с каждым годом, а страховщики сегментируют клиентскую базу в том числе и по этому фактору, поэтому наблюдается снижение количества застрахованных автомобилей, прежде всего отечественных.

Основными каналами распространения продуктов автокаско остались автосалоны и агенты — физические лица. Доля прямых продаж выросла с 15,2% до 15,9%, но объем премий через этот канал сократился на 1,2 млрд рублей. В 2017 году ожидается рост продаж через посредников, при этом темп роста у агентов — физлиц будет меньше, чем у организаций, торгующих автомобилями.

Мы ожидаем, что в 2017 году количество договоров автокаско незначительно увеличится. С одной стороны, рост кредитования физических лиц и увеличение продаж новых автомобилей окажут поддержку сегменту. С другой стороны, сохранение негативной ситуации в экономике, переход к натуральному возмещению по ОСАГО будут способствовать отказу от заключения или продления договоров.

Количество компаний, работающих в сегменте, сократилось с 165 до 126, и к концу года мы ожидаем уход еще минимум 20 страховщиков. Самыми крупными компаниями, лишившимися лицензий в результате санкций регулятора, являются ООО «СК «Независимость» («Важно. Новое страхование»), входившее в ТОП-20 страховщиков автокаско и активно развивавшее «умное страхование», АО «СК «Инвестиции и финансы» и АО САО «Гефест». Совокупная доля потерявших лицензии страховщиков составила менее 3%.

Повышение тарифов в 2015 году сменилось противоположной тенденцией в 2016. Уже начиная со 2 квартала средняя премия начала сокращаться, достигнув к 4 кварталу уровня 2014 года. Это объясняется как распространением более дешевых продуктов с франшизой, так и реакцией страховщиков на снижение убыточности.

Негативные ожидания страховщиков оправдались в части роста средней выплаты (74 764 руб. против 61 796 руб. в 2015 году), однако в целом убыточность оказалась ниже прошлогодней. Коэффициент выплат составил 57,1% (в 2015 году – 76,9%). Положительное влияние на убыточность оказали стабильность рубля, позволяющая сдерживать рост цен на запчасти, эффект от участия страхователей в выплатах по договорам с франшизой, прошлогоднее повышение тарифов, а также уменьшение выплат по решению суда, которые сокращаются с каждым кварталом (2,3 млрд рублей в первом квартале и уже 917 млн рублей – в четвертом).

Итоги года для страховщиков автокаско довольно позитивны: несмотря на снижение объема премий, финансовый результат оказался лучше, чем в прошлом году. Без учета управленческих расходов он вырос более чем в 2 раза даже по сравнению с удачным 2014 годом. Комбинированный коэффициент убыточности в целом по сегменту составил менее 100%, что позволило страховщикам снизить тарифы и увеличить ставки комиссионного вознаграждения.