Члены Общественной палаты РФ предлагают учитывать специфику регионов Крайнего Севера и Арктики в федеральном законодательстве

В Москве в Общественной палате России прошел круглый стол по проблеме развития малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне, на Крайнем Севере.

imageВ ходе обсуждения участники рассмотрели сферу совершенствования нормативного правового обеспечения деятельности арктических предпринимателей и налоговой системы, а также поддержку предпринимательства коренных малочисленных народов Севера, мобильного предпринимательства и поддержку обмена передовыми практиками предпринимательства. Эксперты обсудили предложения по различным формам поддержки малого и среднего бизнеса Арктики и Крайнего Севера.

Об этом сегодня, 26 апреля 2017 года, сетевому социально-экономическому журналу Панорама сообщили в пресс-службе ОП, не укаав дату события.

Известно лишь, что председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Игорь Шпектор заявил о необходимости не просто поговорить, а «подготовить нормальную резолюцию, которую Общественная палата РФ сможет представить в федеральные ведомства, в том числе в Аппарат Президента РФ».

«Проблема малого и среднего предпринимательства в районах Крайнего Севера и Арктической зоны, учитывая развитие региона, достаточно серьезная. Данная тема поднималась на арктическом форуме в Архангельске, на котором выступал Президент РФ Владимир Путин. Поэтому сегодня мы должны понимать, что это совещание организовано не для пустого обсуждения всем известных проблем, а для реальной работы, которая позволит подготовить подробную резолюцию, учесть все замечания и предложения и представить в соответствующие инстанции, в том числе Президенту страны», — прокомментировал информационному агентству Rainbow Игорь Шпектор.

Заместитель директора по инновациям НП «Российский центр освоения Арктики» (г. Губкинский) Валерий Лебедевич рассказал о проблемах развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне РФ.

«Для меня эта тема очень знакома и актуальна. В течение двух десятилетий я руководил городом Губкинским, в котором мы осуществили уникальный эксперимент создания дружественных отношений между местным предпринимательством и властью. Результатом стали лучшие позиции нашего города по развитию и объемам поддержки предпринимательства, малый бизнес встал в один ряд с градообразующими предприятиями. Хотел бы обратить внимание собравшихся на проблему северных удорожаний. Сегодня эта проблема в первую очередь касается, прежде всего, малого бизнеса Арктики и Севера. В последние годы рассматривались различные предложения по компенсации арктическим и северным предпринимателям северных удорожаний: зарплатных надбавок, отпускных выплат, снижение налоговых нагрузок. Также важные аспекты – это проблемы государственных и муниципальных закупок, длительные сроки оборачиваемости капитала в арктических условиях и мобильность бизнеса. Отдельно хочется отметить малый бизнес коренных малочисленных народов Севера – это совершенно особый тип бизнеса. Необходимы специфичные меры поддержки аборигенного предпринимательства, тут нужно учитывать мнение самих народов Севера», — считает Валерий Лебедевич.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Валентин Агарков отметил, что необходимо защищать ответственных производителей и привлекать молодежь к развитию МСП на Севере.

«Считаю, что необходимо отсекать слабые организации, не способные в условиях рыночной экономики реализовать намеченную бизнес-стратегию. Надо повышать производительность труда. Соглашусь с позицией, что экономика должна быть экономной. Думаю, что важна поддержка со стороны госпрограммы по развитию МСП на территориях Крайнего Севера, Арктики и приравненных к ним зонах. Также хотел бы напомнить, что важно продвигать в этом направлении нашу молодежь, в связи с этим у нас в Общественной палате РФ пройдет дискуссия», — отметил Валентин Агарков.

Член Комиссии ОП РФ Виктор Ермаков подчеркнул, что предприниматели Севера находятся в неравных экономических условиях по сравнению с другими регионами.

«Все те преференции, за счет которых формировались трудовые ресурсы Севера в советское время, не реализуются в новых условиях. Раньше было больше государственных предприятий, а теперь все перекладывается на бизнес. Малый бизнес вообще не в состоянии реализовать соответствующие требования по преференциям для работников. Отдельно хочу отметить, что важно не просить денег из федерального или регионального бюджета, а инициировать предпринимателей создавать новые инструментарии, инновационные методы развития предпринимательства в Арктике и северных территориях», — считает Виктор Ермаков.

Генеральный директор ООО «АСМ-Инвест», президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер рассказал об опыте региона. Особое внимание он уделил вопросам строительной отрасли.

«Считаю, что все законы РФ должны включать в себя поправки и учитывать особенности арктических зон РФ. Особое внимание прошу уделить вопросам строительной отрасли и в итоговой резолюции внести аспект, что компании могут вступать в СРО в любом регионе своего федерального округа», — сказал Веллер.

В ходе обсуждения было принято решение направить в Госдуму, Совет Федерации РФ, Правительство РФ предложения по совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности арктических предпринимателей, учитывая специфику регионов Крайнего Севера и Арктики во всем федеральном законодательстве. Отмечается, что целесообразно иметь в базовых законах РФ отдельную статью «Особенности применения настоящего Закона в районах Арктической зоны и Крайнего Севера», переводить открытые конкурентные процедуры закупок в электронную форму.

В сфере северных гарантий и компенсаций необходимо компенсировать затраты предпринимателей Арктики и Крайнего Севера по выплате работникам районных коэффициентов и стажных надбавок к заработной плате, а также по оплате дороги работнику и нетрудоспособным членам его семьи раз в два года. В сфере транспортного законодательства важно упрощение перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом в северных и арктических районах. Также отмечается, что необходимо оказать поддержку предпринимательства коренных малочисленных народов Севера, а также создать благоприятные условия для обмена передовыми практиками и опытом предпринимательства на территориях Крайнего Севера и Арктики.