Как найти и привлечь инвестора? Советами делится Севиндж Салманова

Каждый начинающий предприниматель, у которого нет папы-миллионера или внушительного наследства, мечтает обзавестись щедрым и надежным инвестором, а еще лучше — несколькими инвесторами, готовыми вкладываться в стартапы. Но таких людей найти не так уж и просто.

1580146713_2ex7zyyhbrs

Далеко не каждый успешный бизнесмен согласится инвестировать свои средства в проекты, перспективы которых неизвестны никому, включая и самого их создателя. Но, тем не менее, шанс найти своего благодетеля есть всегда, и есть практически у каждого стартапера, надо только правильно подойти к поиску потенциальных инвесторов.

Самый главный принцип в поиске и последующем общении с инвесторами — честность. Не стоит думать, что инвестор — некий «богатый буратино», сорящий деньгами направо и налево и не способный разобраться в вашем проекте. С инвестором нужно быть честным с самого начала — начиная с открытия ему своих планов по созданию и развитию бизнеса, и на протяжении всего делового сотрудничества. Честность — залог того, что и инвестор будет вам доверять, а значит и взаимодействовать с вами, вкладывать в ваш проект.

Как бы это странно не звучало, но для начинающего предпринимателя в психологическом плане проще иметь дело с таким же начинающим инвестором, чем с опытным бизнесменом, уже не раз вкладывавшим деньги в стартапы и, соответственно, в большинстве случаев имеющим и негативный опыт вложений. Такой профессиональный инвестор будет очень тщательно анализировать ваш бизнес-план, жестко подходить к оценке возможных перспектив бизнеса. Если вы где-то не уверены, сомневаетесь, не можете дать внятный ответ, то с большой долей вероятности опытный инвестор откажет.

Начинающий инвестор может загореться самой идеей получить прибыль в размере 30-40% от суммы вложения и, соответственно, вложиться в стартап. Но, с другой стороны, у начинающего инвестора отсутствует то качество, которое крайне важно при запуске бизнес-проекта — опыт инвестиций и взаимодействия со стартапами. А это значит, что далеко не во всех ситуациях он сможет принять стратегически выверенное решение, помочь стартаперу советом, не увидит возможных ошибок и недочетов при планировании и запуске бизнеса. Кроме того, нехватка опыта может повлечь за собой взаимное непонимание и, как следствие, возможные конфликты. Так что, как бы психологически стартаперу не было бы комфортно с таким же начинающим инвестором, опытный бизнесмен все же представляется более желательной фигурой для сотрудничества.

Стартапер всегда может получить от инвестора не только деньги для развития бизнеса, но и куда более ценный капитал — опыт и знания. Оценить перспективы бизнеса, надежность партнеров, эффективность логистической системы, нюансы организационной структуры — со всеми этими задачами опытный инвестор справится и, как правило, укажет на недостатки еще до того, как будет подписано инвестиционное соглашение.

У инвестора — своя правда, а у предпринимателя — своя. Но они оба хотят заработать друг на друге: инвестор — на чужих бизнес-идее и организационных усилиях, а стартапер — на использовании чужих денежных средств. Для инвестора больший интерес представляют, во-первых, проекты с высоким процентом прибыли, а во-вторых — проекты перспективные, имеющие очевидную способность к масштабированию и увеличению прибыли.

Выбирать инвестора следует, опираясь на следующие критерии:

— тщательное изучение и анализ истории инвестора в плане его взаимодействия с компаниями и стартапами, в которые он вкладывал средства. Если эти компании работали в том же направлении, в каком вы хотите развивать свой бизнес, и были успешными, то обратите на этот фактор особое внимание;

— анализ инвестиционного потенциала инвестора, его партнерских связей, позиций на инвестиционном рынке. Эти данные потребуются вам для того, чтобы оценить, действительно ли стоит связываться с данным инвестором, а заодно и определить перспективность сотрудничества и его расширения в будущем;

— масштабы инвестиций. Это — один из важнейших критериев оценки инвестора, но далеко не самый главный, поскольку куда существеннее — надежность инвестора и наличие у него развитых связей в бизнес-среде.

Проанализировав данные об инвесторе, можно переходить к встрече с ним и обсуждению вопросов дальнейшего сотрудничества. Конечно, нужно быть готовым к этой встрече и иметь развернутые ответы на те вопросы, которые со стопроцентной вероятностью будет задавать инвестор. Естественно, что он поинтересуется бизнес-планом, суммой требуемых инвестиций, сроками и источниками получения прибыли, размерами ожидаемой прибыли, возможными проблемами и препятствиями. Все эти вопросы надо освещать максимально адекватно ситуации.

Если инвестор увидит, что вы относитесь к своему проекту серьезно и сами верите в его успех, то он заинтересуется и, если его все устроит, можно будет перейти к составлению инвестиционного соглашения (договора). К этому процессу нужно подойти с максимальной ответственностью, очень желательно привлечь юриста, имеющего опыт составления инвестиционных соглашений. Ведь от нюансов договора зависит очень многое — начиная от дивидендов, которые вы будете выплачивать инвестору, и заканчивая вашими обязанностями по его информированию о развитии бизнеса, его проблемах и перспективах.

Севиндж Салманова — Наставник. Бизнес-тренер. Эксперт по привлечению инвестиций в стартапы.