Эксперты: как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению

В Москве Институт образования НИУ ВШЭ издал исследование «Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.»

imageВ труде анализируется, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению.

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Оно позволяет сравнить качество чтения и понимания текстов учащимися начальных школ в разных странах мира и помогает выявить различия в национальных системах образования. В исследовании, результаты которого отражены в выпуске «Фактов образования», использованы данные всех доступных на данный момент волн PIRLS за 2001, 2006 и 2011 годы, прокомментировала в Москве сегодня, 26 мая 2017 года, информационному агентству Rainbow менеджер Института образования НИУ ВШЭ Чулпан Биккузина.

Одна из общих тенденций состоит в том, что дети из семей, где матери не имеют высшего образования, по-прежнему отстают от сверстников в уровне читательской грамотности. Эти семьи несколько иначе готовят ребенка к школе, и на протяжении обучения в начальной школе разница в грамотности не нивелируется.

Другой важной тенденцией стало снижение к 2011 году интереса родителей к чтению, несмотря на то, что Россию традиционно относят к «читающим» странам. После роста с 2001 по 2006 год доля матерей, любящих чтение, пошла на спад. Это изменение представляет угрозу, так как дети, чьи родители демонстрируют наибольший интерес к чтению, традиционно показывают самый высокий результат в PIRLS. Таким образом, спад интереса к чтению среди родителей может в дальнейшем сопровождаться снижением читательской грамотности четвероклассников.

Третья тенденция заключается в том, что к 2006 году в семьях начали чаще заниматься с детьми чтением до школы. Повышение активности родителей сопровождалось ростом уровня читательской грамотности детей при поступлении в первый класс. Согласно оценкам матерей, в 2006 году увеличилась доля детей со средним и высоким уровнем грамотности. Но уже к 2011 году активность родителей упала, и детей с высоким уровнем ранней грамотности стало меньше во всех семьях, независимо от уровня образования матерей.

Несмотря на то, что данное исследование является описательным, авторы высказывают несколько гипотез о возможных причинах наблюдаемых явлений.

В конце 2017 года станут доступны результаты PIRLS-2016. Пока что можно только предполагать, как изменятся читательские предпочтения и способы обучения чтению среди родителей нынешних четвероклассников, и какие результаты продемонстрируют российские ученики в четвертой волне проекта.