Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за первый квартал 2017 года.
В первом квартале 2017 года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ был осуществлен в 46 субъектах Российской Федерации. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) было проведено 48 выездных проверок, в том числе 13 плановых и 35 внеплановых проверок. При этом было осмотрено 1 210 многоквартирных домов на территории 134 муниципальных образований, прокомментировали в Москве сегодня, 18 апреля 2017 года, информационному агентству Rainbow в управлении по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ.
В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда основное внимание уделялось:
проверке завершения реализации третьего этапа (2015-2016 годов) и хода реализации четвертого этапа (2016-2017 годов) программы переселения, а также выявлению рисков незавершения программы переселения до 1 сентября 2017 года и причин низких темпов ее реализации;
проверке достижения значений целевых показателей реализации программы переселения, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р;
контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;
осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;
контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России № 709/пр;
соблюдению требований, предусмотренных договором о долевом финансировании, по приемке домов и жилых помещений, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля; по обязательному проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора при строительстве предназначенных для переселения граждан домов;
выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов.
По результатам проверок зафиксировано, что в нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ в 28 субъектах Российской Федерации своевременно не завершена реализация третьего этапа программы переселения (Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Чувашская республика, Забайкальский край, Пермский край, Приморский край, Архангельская область, Волгоградская область, Ивановская область, Иркутская область, Костромская область, Ленинградская область, Липецкая область, Мурманская область, Псковская область, Ростовская область, Свердловская область, Саратовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Проведенный анализ результатов выездного мониторинга показал, что несвоевременное завершение мероприятий программы в большинстве случаев по-прежнему связано с организационными недостатками, которые выражаются в отсутствии надлежащей подготовки органов местного самоуправления к ее реализации, с низким уровнем администрирования выполнения мероприятий программы в муниципальных образованиях и недостаточным контролем за ходом реализации программы со стороны ответственных органов исполнительной власти. Также в ряде проверенных субъектов Российской Федерации причиной срыва сроков выполнения программ продолжает оставаться ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ. Кроме того, в нескольких регионах отмечены финансовые трудности в обеспечении финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья своевременно и в полном объеме.
Указанные причины также обусловливают низкие темпы реализации четвертого этапа (2016-2017 годов) программы, которые отмечены в ходе выездных проверок в отдельных муниципальных образованиях ряда субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Тыва, Чувашская Республика, Забайкальский край, Приморский край, Архангельская область, Волгоградская область, Ивановская область, Иркутская область, Костромская область, Ленинградская область, Липецкая область, Мурманская область, Псковская область, Свердловская область, Саратовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).
По результатам всех проверок главам субъектов Российской Федерации в составе отчетов и писем направлены рекомендации о необходимости принятия конкретных мер по достижению значений целевых показателей, завершению третьего этапа и недопущению срыва сроков реализации четвертого этапа программы, по итогам рассмотрения которых субъекты информируют Фонд о ходе устранения нарушений.
По выявленным в ходе выездного мониторинга фактам предоставления недостоверной информации в Фонд в составе годовой отчетности за 2015 год в первом квартале 2017 года требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены Республике Марий Эл, Вологодской области, Тульской области. В отношении Ярославской области решение о возврате средств не применялось в связи со сменой высшего должностного лица в соответствии с Порядком возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утвержденным решением Правления Фонда от 27 мая 2016 года, протокол №671, и согласованным с Минстроем России.
В ходе плановых и внеплановых выездных проверок на территории 46 субъектов Российской Федерации в целях контроля качества предоставляемых жилых помещений осмотрены 784 дома, построенных (строящихся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013 годов. Из них в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр осмотрены 467 домов, в которых приобретено 720,9 тыс. кв. м. жилья, что составило 48% от всего объема жилья, приобретаемого по первому, второму, третьему и четвертому этапам программ переселения в проверенных регионах.
Существенные строительные дефекты выявлялись в 237 домах на территории 28 субъектов РФ. Из них 93 дома в 15 субъектах РФ были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Приказом Минстроя России №709/пр, остальные 144 объекта уже находились на контроле Фонда. При этом наиболее грубые нарушение обнаружены в 12 многоквартирных домах в 5 регионах (Забайкальский край, Пермский край, Курская область, Новгородская область, Омская область), что составляет порядка 2% от общего количества проверенных домов.
В ходе проверок не подтвердилась ранее представленная в Фонд 9 субъектами Российской Федерации информация о полном устранении нарушений требований к качеству жилых помещений в 25 домах, в связи с чем устранение дефектов в указанных домах было повторно взято на контроль Фонда (Республика Коми, Республика Мордовия, Кемеровская область, Кировская область, Новгородская область, Псковская область, Ростовская область, Смоленская область, Тульская область).
Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения Приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.
Основными причинами строительства жилья низкого качества и нарушения сроков строительства домов являются ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций, а также недостатки проектной документации. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. В первом квартале 2017 года выявлены 25 строительных организаций, допустивших нарушения строительных норм и правил или срыв сроков строительства домов в 11 субъектах Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Забайкальский край, Пермский край, Костромская область, Новгородская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область, Челябинская область).
Необходимо отметить, что в ходе проверок в нескольких регионах зафиксированы факты заключения контрактов со строительными организациями, ранее нарушавшими сроки исполнения обязательств в рамках предыдущих этапов программ переселения (отмечено в Республике Бурятия, Республике Коми, Забайкальском крае, Ленинградской области, Свердловской области).
Учитывая, что по обращениям о допускаемых подрядными организациями нарушениях, направляемых Фондом в саморегулируемые организации в сфере строительства, надлежащие меры реагирования принимаются крайне редко, в 2017 году Фондом будет продолжено информирование Ростехнадзора о случаях ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов.
В первом квартале 2017 года продолжают выявляться случаи неустановления при проведении конкурсных процедур по закупке строительных работ к участникам (подрядным организациям, застройщикам) дополнительных требований в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, что является нарушением части 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 (зафиксировано в Республике Бурятия и Свердловской области).
В нарушение условий Договора о долевом финансировании не во всех регионах обеспечена надлежащая работа приемочных комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности. В частности, в ряде муниципальных образований нескольких субъектов Российской Федерации в состав комиссий не были включены представители государственных надзорных органов, а также представители общественных организаций.
В отдельных случаях, несмотря на то, что приемка построенных домов и жилых помещений осуществлялась комиссией в полном составе и без замечаний, впоследствии в ходе выездных проверок Фонда выявлялись факты наличия строительных недостатков и дефектов, в связи с чем объекты включались в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В рамках контроля качества предоставляемых гражданам жилых помещений в
первом квартале 2017 году Фонд продолжил взаимодействие с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» и Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». Например, по результатам рассмотрения в ходе выездной проверки обращения НП «ЖКХ Контроль» о нарушениях требований к качеству жилых помещений в доме по ул. Ломоносова, 7Б в г. Горбатов Нижегородской области, дополнительно к ранее выявленным нарушениям были обнаружены иные существенные строительные дефекты, устранение которых поставлено Фондом на контроль, в порядке, предусмотренном Приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.
Также в ходе выездных проверок реализации программ переселения граждан специалистами Фонда в 6 субъектах Российской Федерации зафиксированы низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, основными причинами которых являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований и незавершенные судебные разбирательства (Республика Коми, Псковская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область).
При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и их краткосрочных планов особое внимание уделялось:
проверке выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ при реализации софинансируемых Фондом краткосрочных планов программ;
проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов;
анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов выявлены следующие основные нарушения:
в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ в 2 субъектах Российской Федерации оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонту производилась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (Тульская область, Челябинская область);
невыполнение экспертизы сметной документации на капитальный ремонт домов либо проверки достоверности определения сметной стоимости (выявлено в
2 субъектах Российской Федерации: Республика Марий Эл, Забайкальский край);
нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (выявлено в 2 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Челябинская область);
несоблюдение положений частей 1, 2 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации о разработке рабочих чертежей (или схем) для видов работ, касающихся надежности и безопасности зданий, выполнение работ по сметной документации, составленной по дефектным ведомостям (выявлено в 3 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Забайкальский край, Челябинская область).
Причинами указанных нарушений является ненадлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий со стороны региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, а также организация на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций.
Кстати, в рамках взаимодействия с органами прокуратуры Российской Федерации в первом квартале 2017 года в Фонд поступила информация о рассмотрении прокурорами 15 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездных проверок.
Согласно указанной информации, органами прокуратуры внесено 51 представление об устранении нарушений требований законодательства, допущенных при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов. В 8 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
Для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы прокурорских проверок направлялись в следственные и правоохранительные органы 3 субъектов РФ (Забайкальский край, Иркутская область, Курганская область). По зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследуется 7 уголовных дел на территории 5 регионов (Республика Карелия, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Тульская область), из которых 3 уголовных дела возбуждены по статье 159 УК РФ («Мошенничество»); 4 уголовных дела – по другим статьям УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями», «Превышение должностных полномочий», «Халатность», «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков»).
Так, по информации прокуратуры Омской области, в связи с нарушениями, допущенными при строительстве в рамках программы переселения граждан домов по ул. Партизанская в г. Исилькуле, возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (Халатность). В Республике Карелия по факту ненадлежащего качества приобретенных у ООО «Базис-строй» жилых помещений в многоквартирном доме в селе Заозерье Прионежского района возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (Мошенничество в особо крупном размере).
В рамках взаимодействия с органами МВД России в январе 2017 году Фондом совместно с представителями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в Республика Башкортостан проведена проверка обоснованности включения в программу переселения граждан аварийных домов, расположенных на территории города Уфы, в отношении которых ранее администрацией города заключены договоры о развитии застроенных территорий. Впоследствии по материалам органов полиции Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий) по факту злоупотреблений должностными лицами администрации города Уфа при сносе аварийного жилья.
В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством Фондом осуществляется мониторинг хода устранения нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам контрольных мероприятий, проведенных в субъектах Российской Федерации в 2016 году. Согласно полученной от регионов информации, устранены 129 нарушений на общую сумму 7,9 млн. руб. (74,3 % от общей суммы выявленных нарушений). На контроле Фонда остаются 55 нарушений в 29 субъектах Российской Федерации на общую сумму 2,7 млн. руб. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом выездных проверок в субъектах Российской Федерации, по итогам рассмотрения данной информации в соответствии с положениями Федерального закона № 185-ФЗ Фондом принимаются отнесенные к его компетенции меры реагирования. В свою очередь, Фондом в адрес Федерального казначейства направляется сводная информация о результатах проводимого выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств Фонда и реализации региональных программ.
Кроме того, в рамках выездного мониторинга в Республике Тыва в 2017 году Фондом продолжено тесное взаимодействие с Управлением федерального казначейства по Республике Тыва в рамках организации обеспечения расширенного казначейского сопровождения заключенных в рамках программ переселения контрактов, с осуществлением контроля соответствия информации, содержащейся в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, срокам поставки товаров и их количеству, предусмотренным условиями контрактов, проверки фактов поставки с использованием фото- и видеотехники. Применение указанной меры, направленной на недопущение нецелевого расходования средств Фонда, обусловлено наличием угрозы невыполнения Республикой Тыва целевых показателей реализации программы переселения в связи с низкими темпами строительства объектов, многочисленными нарушениями законодательства, в том числе неоднократно выявленными фактами перечисления подрядным организациям денежных средств в размере, превышающем объем фактически выполненных работ.
В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в первом квартале 2017 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 6 субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Московская область, Тверская область, Тульская область). Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе, что позволяет более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения.
Так, в ходе выездного мониторинга в Республике Коми Фондом использовалась информация Контрольно-счетной палаты Республики о выявленных нарушениях, в частности, были рассмотрены сведения об отсутствии подключения к электроснабжению по постоянной схеме в домах по ул. Строительная, 2 и ул. Пионерская, 27, возведенных в городе Печоре в рамках реализации первого этапа программы переселения. Проведенная Фондом проверка показала, что на момент осмотра дома заселены, фактов, свидетельствующих об отсутствии постоянного подключения к электроснабжению, не выявлено.