Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров асбеста в мире. Уникальный материал используется в строительстве, промышленности и других областях. Одновременно с этим отношение к минералу в обществе остается неоднозначным — некоторые считают его полезным, а некоторые, наоборот, боятся. Так где же истина?
Асбест — волокнистый минерал, который добывается и используется в стране уже более 100 лет — в строительстве, промышленности и других отраслях. В сфере добычи и обработки асбеста трудится более 50 тысяч человек, включая население нескольких моногородов.
Вместе с тем вопрос использования минерала регулярно поднимается в СМИ: несмотря на факт повсеместного использования, асбест то хвалят, то называют опасным. Так в чем же заключается феномен минерала? И как на самом деле стоит относиться к «горному льну»?
Асбест бывает разным
Группа волокнистых природных минералов под названием «асбест» известна человечеству с незапамятных времен. Асбест называли «горным льном», «волосами саламандры» и множеством иных поэтичных имен. Внимание наших предков прежде всего привлекали две особенности минерала — возможность изготавливать из него ткани, как из шерсти или льна, и невосприимчивость огню. В XVIII веке из асбеста изготавливали специальные варежки для сталеваров, защитные ткани и даже дамские шляпки, а теперь — более 3 000 промышленных изделий от строительных материалов до огнезащитного снаряжения. Вне всякого сомнения, асбест — доступный, долговечный и эффективный минерал. И потому возникает вопрос: почему вопрос о запрете всех видов асбеста в мировом масштабе регулярно поднимается в СМИ и на общественных площадках?
Как водится, суть проблемы — в деталях. Слово «асбест» является собирательным коммерческим термином, который объединяет в себе несколько групп волокнистых минералов. В Западной Европе и США исторически добывался и использовался преимущественно амфиболовый асбест, отличительной особенностью которого являются длинные волокна, устойчивые к кислотным средам. При попадании в организм человека, волокна амфибола накапливаются и не выводятся длительное время. В 1970-е годы на волне многочисленных судебных исков, связывавших возникновение некоторых заболеваний с промышленным использованием амфиболов, последние были запрещены к использованию во всем мире. Любопытным моментом является то, что частично ответственность за заболевания рабочих лежала на промышленниках, которые «спустя рукава» реализовывали меры по обеспечению безопасного производства, экономя на защитных средствах.
Россия, Канада, Казахстан и страны Азиатско-Тихоокеанского региона традиционно используют другую разновидность минерала — хризотиловый асбест, существенно отличающийся от амфиболового. Длина волокна хризотил-асбеста составляет менее 0,5 мкм, что позволяет человеческому организму выводить его в среднем за 15 дней. За это время волокно не успевает нанести вреда здоровью. Этот факт подтверждается многолетними исследованиями различных организаций, исследовательских институтов и независимых ученых.
При контролируемом использовании безопасен
Например, в работе Кристи А. Барлоу «Длина асбестового волокна и её влияние на риск развития заболеваний», опубликованной 20 февраля 2018 года в журнале «Ингаляционная токсикология» ресурсом Taylor & Francis Online, рассматриваются все исследования токсикологии хризотил-асбеста за последние 20 лет и вывод, сделанный учеными один — при контролируемом использовании минерал безопасен. Учитывая, что в России на данный момент действуют жесткие требования по основным правилам добычи и использования хризотил-асбеста, за реализацию принципов контролируемого использования можно быть спокойным. Налицо конфликт интересов. Западные страны были вынуждены запретить вредный амфиболовый асбест и, естественно, не горят желанием пускать на свой рынок дешевый российский аналог. Честная конкуренция с долговечным и доступным минералом невозможна, поэтому в ход идет влияние лоббистских групп; поддерживается и наращивается информационная кампания, направленная на дискредитацию всех видов асбеста. Именно поэтому с завидной регулярностью возникают «асбестовые» скандалы, ту или иную страну вынуждают применить европейские нормы допуска материалов.
Впрочем, во втором издании «Руководства по оценке качества питьевой воды» ВОЗ говорится, что «…существующие на данный момент эпидемиологические исследования не подтверждают гипотезу о том, что попадание асбеста в питьевую воду увеличивает риск заболевания раком. В 2007 году решением Генеральной Ассамблеи ВОЗ был декларирован принцип дифференцированного подхода ко всем видам асбеста (проще говоря, различать амфиболы и хризотил и их влияние на человека), но и принимать во внимание весь комплекс актуальных научных исследований на эту тему. Спустя 10 лет с того момента можно констатировать, что мнение ученых и промышленников, готовых решать актуальные задачи с помощью адекватных сложности проблемы средств, неуклонно подавляется в угоду реализации коммерческих интересов.
Более того, обширные исследования показали, что асбест при контролируемом использовании безопасен. Изучалось при этом и воздействие минерала на желудочно-кишечный тракт при потреблении воды, и воздействие волокон, используемых в тормозных колодках, и свойства других изделий.
Официальная позиция Российской Федерации по отношению к асбесту была сформулирована в 1998 году. Согласно документу, соблюдение требований Конвенции Международной организации труда 1986 года N 162 «Об охране труда при использовании асбеста» с одновременным осуществлением комплекса организационно-технических мер по контролю за использованием хризотилового асбеста и изделий на его основе гарантирует безопасность его применения для людей и окружающей среды.