Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также проверок хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за первое полугодие 2017 года.
В первом полугодии 2017 года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов был осуществлен в 69 субъектах Российской Федерации. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) были проведены 92 выездные проверки, в том числе 27 плановых и 65 внеплановых проверок. При этом были осмотрены
2 142 многоквартирных дома на территории 260 муниципальных образований.
В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда основное внимание уделялось:
проверке завершения реализации третьего этапа (2015-2016 годов) и хода реализации четвертого этапа (2016-2017 годов) программы переселения, а также выявлению рисков незавершения программы переселения до 1 сентября 2017 года;
проверке достижения значений целевых показателей реализации программы переселения, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р;
контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;
осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;
контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России № 709/пр;
соблюдению требований, предусмотренных договором о долевом финансировании, по приемке домов и жилых помещений, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля; по обязательному проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора при строительстве предназначенных для переселения граждан домов;
выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов.
За указанный период проверки проведены во всех 13 субъектах Российской Федерации, не достигших значений целевых показателей реализации программы переселения за 2016 год. Также проверены 38 из 42 субъектов Российской Федерации, которые в нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ до 31 декабря 2016 года не завершили реализацию третьего этапа программы переселения по результатам рассмотрения годовых отчетов за 2016 год.
Проведенный анализ результатов выездного мониторинга показал, что несвоевременное завершение мероприятий программы в большинстве случаев по-прежнему связано с организационными недостатками, которые выражаются в отсутствии надлежащей подготовки органов местного самоуправления к ее реализации, с низким уровнем администрирования выполнения мероприятий программы в муниципальных образованиях и недостаточным контролем за ходом реализации программы со стороны ответственных органов исполнительной власти (отмечено в 21 субъекте Российской Федерации). Также в ряде проверенных субъектов Российской Федерации причиной срыва сроков выполнения программ продолжает оставаться ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ (отмечено в 28 субъектах Российской Федерации). Кроме того, в нескольких регионах отмечены финансовые трудности в обеспечении финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья своевременно и в полном объеме (отмечено в 5 субъектах Российской Федерации).
В ходе выездных проверок в отдельных муниципальных образованиях 30 субъектов Российской Федерации зафиксированы риски незавершения мероприятий по переселению граждан в срок до 1 сентября 2017 года (Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская республика, Чувашская Республика, Забайкальский край, Приморский край, Ставропольский край, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Ленинградская область, Липецкая область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Псковская область, Самарская область, Свердловская область, Саратовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область). В Амурской области отсутствует возможность завершения мероприятий программы в законодательно определенные сроки.
По результатам всех проверок главам субъектов Российской Федерации в составе отчетов и писем направлены рекомендации о необходимости принятия конкретных мер по достижению значений целевых показателей, завершению третьего этапа и недопущению срыва сроков реализации четвертого этапа программы, по итогам рассмотрения которых субъекты РФ информируют Фонд о ходе устранения нарушений. Кроме того, отчеты о проведении выездного мониторинга в субъектах Российской Федерации, не достигших значений целевых показателей реализации программы переселения за предшествующий проверке год, направляются Фондом полномочным представителям Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.
По выявленным в ходе выездного мониторинга фактам предоставления недостоверной информации в Фонд в составе отчетности в первом полугодии 2017 года требования о возврате финансовой поддержки госкорпорации в размере 500 тыс. рублей предъявлены 9 субъектам Российской Федерации (Республика Марий Эл, Ставропольский край, Астраханская область, Вологодская область, Московская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тульская область). В отношении Ярославской области решение о возврате средств не применялось в связи со сменой высшего должностного лица в соответствии с Порядком возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утвержденным решением Правления Фонда от 27 мая 2016 года, протокол №671, и согласованным с Минстроем России.
В ходе плановых и внеплановых выездных проверок на территории 58 субъектов Российской Федерации в целях контроля качества предоставляемых жилых помещений осмотрены 1 460 домов, построенных (строящихся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013 годов. Из них в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр осмотрены 766 домов, в которых приобретено 1 046,2 тыс.кв.м. жилья, что составило 49 процентов от всего объема жилья, приобретаемого по первому, второму, третьему и четвертому этапам программ переселения в проверенных регионах.
Существенные строительные дефекты выявлялись в 393 домах на территории 45 субъектов РФ. Из них 188 домов в 27 субъектах РФ были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Приказом Минстроя России №709/пр., остальные 205 многоквартирных домов уже находились на контроле Фонда ЖКХ. При этом наиболее грубые нарушения обнаружены в 19 многоквартирных домах в 10 регионах (Республика Калмыкия, Забайкальский край, Пермский край, Ивановская область, Курганская область, Курская область, Новгородская область, Омская область, Псковская область, Еврейская автономная область), что составляет порядка 1 процента от общего количества проверенных домов.
В ходе осмотра 76 домов в 26 субъектах Российской Федерации не подтвердилась ранее представленная регионами в Фонд информация о полном устранении нарушений требований к качеству жилых помещений или дополнительно были выявлены новые нарушения, возникшие в ходе их эксплуатации, в связи с чем устранение дефектов в указанных домах было повторно взято на контроль Фонда.
Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения Приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.
Кроме того, в ходе осмотра предоставленного переселяемым гражданам жилья в 5 субъектах Российской Федерации выявлено, что в нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрациями муниципальных образований выдавались разрешения на ввод в эксплуатацию домов, строительство которых не завершено или имеющих грубые нарушения по качеству (Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Ставропольский край, Астраханская область).
Основными причинами строительства жилья низкого качества и нарушения сроков строительства домов являются ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций, а также недостатки проектной документации. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. В первом полугодии 2017 года выявлены 67 подрядных организаций (застройщиков), из которых по вине 10 допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 20 домов в 8 регионах, а 60 организациями сорваны сроки строительства 154 домов в 25 регионах.
Необходимо отметить, что в ходе проверок в нескольких регионах зафиксированы факты заключения контрактов со строительными организациями, ранее нарушавшими сроки исполнения обязательств в рамках предыдущих этапов программ переселения (отмечено в Республике Бурятия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Тыва, Забайкальском крае, Приморском крае, Ивановской области, Курской области, Ленинградской области, Свердловской области).
Учитывая, что по обращениям о допускаемых подрядчиками нарушениях, направляемых Фондом в саморегулируемые организации в сфере строительства, надлежащие меры реагирования принимаются крайне редко, в 2017 году Фондом продолжается информирование Ростехнадзора о случаях ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов, прокомментировали информационному агентству Rainbow в управлении по связям с общественностью ГК ФСР ЖКХ.
Анализ государственных и муниципальных контрактов, заключенных с подрядными организациями (застройщиками) в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, показал, что в отдельных муниципальных образованиях 7 субъектов Российской Федерации контракты не соответствуют утвержденным Фондом типовым (примерным) формам (Республика Тыва, Астраханская область, Вологодская область, Ивановская область, Ростовская область, Саратовская область, Тульская область), а именно: не соблюдены рекомендации Фонда о наличии в них графиков производства строительно-монтажных работ с условием отчетности и оплаты по этапам их исполнения, условия контрактов не предусматривают зависимость размера оплаты от объема фактически выполненных работ, гарантийные сроки на приобретаемые жилые помещения менее сроков, предусмотренных типовыми формами.
Кроме того, в отчетном периоде 2017 года продолжают выявляться случаи неустановления при проведении конкурсных процедур по закупке строительных работ к участникам (подрядным организациям, застройщикам) дополнительных требований в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, что является нарушением части 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и пункта 2 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 (зафиксировано в Республике Бурятия и Свердловской области).
В нарушение условий Договора о долевом финансировании не во всех регионах обеспечена надлежащая работа приемочных комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности. В частности, в ряде муниципальных образований 21 субъекта Российской Федерации в состав комиссий не были включены представители государственных надзорных органов, а также представители общественных организаций.
В отдельных случаях, несмотря на то, что приемка построенных домов и жилых помещений осуществлялась комиссией в полном составе и без замечаний, впоследствии в ходе выездных проверок Фонда выявлялись факты наличия строительных недостатков и дефектов, в связи с чем объекты включались в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (отмечено в Республике Бурятия, Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Калужской области, Ростовской области).
В рамках контроля качества предоставляемых гражданам жилых помещений в
первом полугодии 2017 года Фонд продолжил взаимодействие с общественными организациями. Так, в ходе мониторинговых мероприятий с представителями региональных центров Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (далее ОНФ) проводился совместный осмотр строительных объектов в 14 субъектах Российской Федерации. Кроме того, Фондом принимались меры реагирования по сведениям, поступившим от ОНФ. Например, в ходе выездной проверки в Саратовской области подтвердились сведения о многочисленных нарушениях строительных норм и правил в 3 многоквартирных домах по ул. Стадионная и ул. Федина в городе Ершове, кроме того, разрешения на ввод указанных домов в эксплуатацию были выданы с нарушением градостроительного законодательства. По данным фактам прокуратурой Ершовского района внесено представление об устранении нарушений главе администрации района, а также организована проверка в порядке, предусмотренном статьями 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Также Фондом по поручению Минстроя России была рассмотрена информация ОНФ о случаях введения субъектами Российской Федерации в АИС «Реформа ЖКХ» недостоверных сведений о ходе реализации программ переселения: по результатам устранение нарушений в 21 доме в 6 субъектах Российской Федерации было взято на контроль Фонда в порядке, предусмотренном Приказом Минстроя РФ от 1 октября 2015 года №709/пр.
При проведении Фондом выездного мониторинга в 30 субъектах Российской Федерации осуществлялось взаимодействие с региональными центрами некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». По обращениям НП «ЖКХ Контроль» в первом полугодии 2017 года на контроль Фондом взято устранение строительных недостатков в 18 домах на территории 10 субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация о нарушениях, выявленных региональными отделениями общественного контроля, рассматривалась в ходе планового и внепланового выездного мониторинга. Например, по результатам рассмотрения в ходе выездной проверки обращения НП «ЖКХ Контроль» о нарушениях требований к качеству жилых помещений в домах по ул. Карла Либнехта, 42Б и ул. Большевикова, 20 в г. Курске, дополнительно к ранее выявленным нарушениям были обнаружены иные существенные строительные дефекты, устранение которых поставлено Фондом на контроль, в порядке, предусмотренном Приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр. В свою очередь, Фондом в адрес НП «ЖКХ Контроль» были направлены сведения о нарушениях требований к качеству 12 домов в 3 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Кемеровская область, Тульская область) в целях оказания региональными центрами указанной организации содействия в контроле за ходом их устранения.
Также в ходе выездных проверок реализации программ переселения граждан специалистами Фонда в 11 субъектах Российской Федерации зафиксированы низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, основными причинами которых являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований и незавершенные судебные разбирательства (Республика Коми, Республика Тыва, Ставропольский край, Астраханская область, Вологодская область, Ивановская область, Псковская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область).
При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и их краткосрочных планов в первом полугодии 2017 года особое внимание уделялось:
проверке выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ при реализации софинансируемых Фондом краткосрочных планов программ;
проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов;
анализу деятельности региональных Фондов капитального ремонта многоквартирных домов в части реализации краткосрочных планов программ.
По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов выявлены следующие основные нарушения:
в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ в 5 субъектах Российской Федерации оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонту производилась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (Республика Адыгея, Республика Тыва, Ставропольский край, Тульская область, Челябинская область);
невыполнение экспертизы сметной документации на капитальный ремонт домов либо проверки достоверности определения сметной стоимости (выявлено в 5 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Ставропольский край);
нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (выявлено в 4 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Республика Крым, Республика Тыва, Челябинская область);
осуществление строительного контроля за ходом капитального ремонта организациями, не имеющими свидетельств СРО на данный вид деятельности, что не соответствует требованиям приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (выявлено в 3 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика);
несоблюдение положений частей 1, 2 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации о разработке рабочих чертежей (или схем) для видов работ, касающихся надежности и безопасности зданий, выполнение работ по сметной документации, составленной по дефектным ведомостям (выявлено в 3 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Республика Тыва, Забайкальский край).
Причинами указанных нарушений являются ненадлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий со стороны региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, а также организация на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций.
Также в первом полугодии 2017 года работниками Фонда проведен выездной мониторинг хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451, в 3 субъектах Российской Федерации (Республика Башкортостан, Новосибирская область, Ярославская область). При этом в Республике Башкортостан и Новосибирской области проверялся ход реализации проектов модернизации в сфере теплоснабжения, в Ярославской области − ход подготовки проекта модернизации в сфере водоснабжения. В рамках выездных проверок нарушений выполнения условий, предусмотренных пунктом 11 Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств госкорпорации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1451, не выявлено. В целях устранения иных нарушений в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в составе отчетов о результатах проверок направлены соответствующие рекомендации.
В рамках взаимодействия с органами прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2017 года в Фонд ЖКХ поступила информация о рассмотрении прокурорами 23 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездных проверок.
Согласно указанной информации, органами прокуратуры внесены 115 представлений об устранении нарушений требований законодательства, допущенных при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и капитального ремонта многоквартирных домов. В 13 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
Для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы прокурорских проверок направлялись в следственные и правоохранительные органы 5 субъектов РФ (Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Курганская область, Саратовская область). По зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследуется 12 уголовных дел на территории 9 регионов (Республика Башкортостан, Республика Карелия, Иркутская область, Омская область, Оренбургская область, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область), из которых 5 уголовных дел возбуждены по статье 159 УК РФ (Мошенничество); 3 уголовных дела – по статье 293 УК РФ (Халатность); 4 уголовных дела – по другим статьям УК РФ (Нецелевое использование бюджетных средств, Злоупотребление должностными полномочиями, Превышение должностных полномочий, Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков).
Так, по информации прокуратуры Иркутской области, прокуратурой города Братска была проведена проверка законности использования средств на переселение граждан, по результатам которой установлено, что часть денежных средств (более 2 млн. рублей), предназначенных для строительства нового жилья для переселяемых граждан, незаконно потрачено на приобретение для них вторичного жилья. По указанному факту по материалу проверки, направленному прокуратурой г. Братска в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, 12 мая 2017 года возбуждено уголовное дело по статье 285.1 УК РФ (Нецелевое использование бюджетных средств).
В июне 2017 года при Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось очередное заседание созданной в 2012 году межведомственной рабочей группы по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в состав которой входит представитель Фонда ЖКХ. На заседании по инициативе Фонда были рассмотрены вопросы соблюдения требований законодательства при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Башкортостан и Иркутской области.
В рамках взаимодействия с органами МВД России в 2017 году Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга в 3 субъектах Российской Федерации фактах оплаты выполненных застройщиками строительных работ в размере, в процентном отношении превышающем степень строительной готовности домов, а также случаях ввода в эксплуатацию домов, строительство которых не завершено, (Республика Бурятия, Астраханская область, Челябинская область).
В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством Фондом осуществляется мониторинг хода устранения нарушений, выявленных территориальными органами Федерального казначейства по результатам контрольных мероприятий, проведенных в субъектах Российской Федерации в 2016 году. Согласно полученной от регионов информации, устранены 136 нарушений на общую сумму 8 786 532,73 тыс. рублей (82% от общей суммы выявленных нарушений). На контроле Фонда остается 31 нарушение в 19 субъектах Российской Федерации на общую сумму 1 935 007,54 тыс. рублей. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении Фондом выездных проверок в субъектах Российской Федерации, по итогам рассмотрения данной информации в соответствии с положениями Федерального закона № 185-ФЗ Фондом принимаются отнесенные к его компетенции меры реагирования. В свою очередь, госкорпорацией в адрес Федерального казначейства направляется сводная информация о результатах проводимого выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств Фонда и реализации региональных программ.
В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в первом полугодии 2017 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 11 субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Тыва, Астраханская область, Ивановская область, Московская область, Мурманская область, Тверская область, Тульская область). Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе, что позволяет более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения. Так, Фондом осуществлен контроль за устранением выявленных Контрольно-счетной палатой Московской области нарушений требований к качеству домов, построенных в рамках программы переселения граждан в г. Орехово-Зуево по ул. Кирова, 8, в г. Рошаль по ул. Карла Маркса, 30, 32, в рп Правдинский по ул. Нижнепроектная, 23, и рп Софрино по ул. Клубная, 8.