Как найти оптимальные решения проблем российской пенитенциарной системы

В Москве Центр стратегических разработок (ЦСР) выпустил аналитический обзор «Пенитенциарные системы и пенитенциарные реформы в зарубежных странах».

imageКак заявлено, для того чтобы найти оптимальные решения проблем российской пенитенциарной системы, в первую очередь надо опираться на данные о том, как она работает сейчас, а также на анализ опыта ее предшествующего реформирования. Вместе с тем полезно понимать, какие проблемы есть в пенитенциарных системах других стран, какие способы применялись для их решения, какие из них оказались успешными, а какие нет.

Предлагаемый вашему вниманию обзор зарубежного опыта организации пенитенциарных систем и их реформирования помогает ответить на эти вопросы. В обзоре пенитенциарные системы и реформы рассматриваются в широком контексте реализуемой государствами уголовной политики, поскольку система исполнения наказаний — лишь последнее звено механизма уголовного правосудия, прокомментировали в пресс-службе ЦСР сетевому социально-экономическому журналу Панорама.

Какие выводы можно сделать из анализа зарубежного опыта?

Во-первых, сопоставление данных о постпенитенциарном рецидиве в разных странах показывает, что лишение свободы не работает как средство исправления правонарушителя. Профилактика повторного совершения преступлений требует специальных мероприятий по интеграции бывших правонарушителей в общество.

Во-вторых, интеграция и ресоциализация осужденных к лишению свободы — сложная задача. В обзоре приводятся выведенные из практического опыта условия эффективности таких программ. Учитывая, что заключение само по себе усиливает дезадаптацию правонарушителей, начинает казаться разумным подход Финляндии, которая последовательно сокращала использование наказа­ния в виде лишения свободы в пользу других мер воздействия на преступивших закон граждан.

В-третьих, отказ от широкого использования лишения свободы не порожда­ет всплеска преступности. Это показывает не только опыт Финляндии, которая пошла по пути снижения экономических и социальных издержек инкарцерации еще в конце 70-х годов. Испания, существенно гуманизировавшая уголовное законодательство после 2010 г., также не столкнулась с ростом преступности.

Анализ опыта проведения пенитенциарных реформ, который приведен в обзоре, указывает на несколько факторов, значимых для их успешно­сти. Это не только четкость планов реформирования и последовательность в их реализации. Немаловажно и отношение общества к предложениям по реформированию. Как показывает случай Англии и Уэльса, обществен­ный запрос на строгое отношение к преступникам провоцирует законодателей к ужесточению уголовного закона, а судей — к более суровым приговорам. Вместе с тем карательные стереотипы публики можно преодолеть или обойти, как это произошло в Финляндии и Испании.