Федеральные игроки рынка эвакуации и техпомощи за пять лет утроят свою долю рынка

В таком мнении сошлись представители компаний в сфере автоассистанса, собравшиеся на III ежегодной Конференции служб помощи на дорогах, организованной Русским АвтоМотоКлубом.

imageНа мероприятии, где традиционно обсуждались проблемы данной отрасли, присутствовало более 50 делегатов автоасситанс-компаний из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Казани, Орла, Екатеринбурга, Сургута, Ижевска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Тольятти, Нижневартовска, Челябинска и др. Участники сошлись во мнении, что к 2022 году федеральные игроки увеличат втрое (с 4% до 12%) свою долю на рынке эвакуации и выездной техпомощи.

Объем российского рынка эвакуации и техпомощи на дороге сегодня составляет 6 млрд. рублей. Это примерно 5 млн. услуг в год при среднероссийской стоимости каждой услуги примерно в 1200 руб. Федеральные игроки вместе взятые оказывают 200 тыс. услуг в год, что составляет долю в 4%. Все остальное выполняют мелкие частные компании, которые работают на территории одного города, в лучшем случае – области.

«Рынка эвакуации в России до сих пор почти не коснулась глобальная автоматизация, подобная Uber на рынке такси. Этот бизнес до сих пор работает по старым диспетчерским ручным методам и очень сильно зависит от человеческого фактора. Если что-то стряслось с автомобилем в дороге, в каждом конкретном городе нужно искать телефоны местных служб эвакуации или выездных автомехаников и при этом еще гадать, какая и когда же точно придет помощь и поможет ли она вообще», — говорит Андрей Барсуков, заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК).

Сегмент локальных игроков, в основном, «серый», поскольку все расчеты производятся на месте наличными деньгами без чеков и квитанций. Частные компании испытывают множество проблем, среди которых высокая стоимость привлечения клиента из-за дороговизны рекламы в поисковиках, сложности с поиском и удержанием профессиональных автомехаников и водителей эвакуаторов, низкая стоимость входа новых предпринимателей на этот рынок. При этом участники рынка из-за мощной конкуренции вынуждены держать стоимость своих услуг на минимуме, хотя при этом постоянно растут расходы на топливо, зарплату, содержание автопарка. Сотрудничество с интернет-агрегаторами так же не улучшает положение. Комиссия таких посредников достигает уже 15-20% от стоимости услуг, при этом они распределяют заказы по принципу аукциона на понижение цены.

Сегодня из более чем 50 млн. российских автомобилистов и мотоциклистов членами каких-либо автоклубов и владельцами карт помощи на дорогах являются всего не более 0,5 млн. человек, то есть всего лишь 1%. Для сравнения, в Германии каждый третий автовладелец имеет членство в широко известном местном автоклубе ADAC (17 млн. человек из 50 млн.), а общее количество членов всех автоклубов мира превышает 70 млн. человек. Участники вышеупомянутой конференции отметили, что как в Москве, так и во многих регионах, известные автоклубы активно начинают набирать популярность, что, несомненно, в среднесрочной перспективе приведет к перераспределению рынка в пользу этих федеральных рынка.