Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий за 9 месяцев 2017 года

В Москве Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги проведения контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, а также проверок хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения субъектами Российской Федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за 9 месяцев 2017 года.

imageВ период с января по сентябрь 2017 года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и капитальному ремонту многоквартирных домов, а также реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры был осуществлен в 75 субъектах Российской Федерации. Работниками Фонда с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) были проведены 132 выездные проверки, в том числе 56 плановых и 76 внеплановых проверок. При этом в рамках программ переселения и капитального ремонта был осмотрен 2 631 многоквартирный дом на территории 331 муниципального образования.

В ходе проведения выездного мониторинга реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда основное внимание уделялось:

Проверке завершения реализации третьего этапа (2015-2016 годов) и хода реализации четвертого этапа (2016-2017 годов) программы переселения, а также выявлению рисков незавершения программы переселения до 1 сентября 2017 года;

проверке достижения значений целевых показателей реализации программы переселения, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1743-р;

контролю за достоверностью сведений, представляемых субъектами Российской Федерации в составе отчетных данных в Фонд;

осмотру домов, в которых предоставляются (планируют предоставляться) гражданам жилые помещения в рамках реализации программ переселения, с целью проверки соблюдения требований к их качеству;

контролю за устранением нарушений по качеству жилых помещений в домах, находящихся на контроле Фонда в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России № 709/пр;

соблюдению требований, предусмотренных договором о долевом финансировании, по приемке домов и жилых помещений, в том числе обеспечению участия представителей общественного контроля; по обязательному проведению экспертизы проектной документации и осуществлению государственного строительного надзора при строительстве предназначенных для переселения граждан домов;

выявлению подрядных организаций, нарушивших сроки выполнения муниципальных контрактов.

При этом особое внимание уделялось контролю за ходом реализации программных мероприятий в субъектах Российской Федерации, не достигших значений целевых показателей реализации программы переселения за 2016 год и своевременно не завершивших реализацию третьего этапа программы, в том числе в тех регионах, где складывалась наиболее проблемная ситуация с реализацией программы (Республика Тыва, Забайкальский край, Приморский край, Амурская область, Иркутская область, Тверская область и др.).

Проведенный анализ результатов выездного мониторинга показал, что несвоевременное завершение мероприятий по переселению граждан в большинстве случаев по-прежнему связано с организационными недостатками, которые выражаются в отсутствии надлежащей подготовки органов местного самоуправления к ее реализации, с низким уровнем администрирования выполнения мероприятий программы в муниципальных образованиях и недостаточным контролем за ходом реализации программы со стороны ответственных органов исполнительной власти (отмечено в 24 субъектах Российской Федерации). Также в ряде проверенных субъектов Российской Федерации причиной срыва сроков выполнения программ продолжает оставаться ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций в части соблюдения графиков, сроков и качества выполняемых работ (отмечено в 29 субъектах Российской Федерации). Кроме того, в нескольких регионах отмечались финансовые трудности в обеспечении финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья своевременно и в полном объеме (отмечено в 5 субъектах Российской Федерации).

По результатам всех проверок главам субъектов Российской Федерации в составе отчетов и писем направлены рекомендации о необходимости принятия конкретных мер по достижению значений целевых показателей, завершению третьего этапа и недопущению срыва сроков реализации четвертого этапа программы, по итогам рассмотрения которых субъекты информируют Фонд о ходе устранения нарушений. Кроме того, отчеты о проведении выездного мониторинга в субъектах Российской Федерации, не достигших значений целевых показателей реализации программы переселения за предшествующий проверке год, направляются Фондом полномочным представителям Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

По выявленным в ходе выездного мониторинга реализации программы переселения фактам предоставления недостоверной информации в Фонд в составе отчетности в период с января по сентябрь 2017 года требования о возврате финансовой поддержки Фонда в размере 500 тыс. рублей предъявлены 14 субъектам Российской Федерации (Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Архангельская область, Астраханская область, Вологодская область, Московская область, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тульская область). В отношении Ярославской области решение о возврате средств не применялось в связи со сменой высшего должностного лица в соответствии с Порядком возврата субъектом Российской Федерации финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утвержденным решением Правления Фонда от 27 мая 2016 года, протокол №671, и согласованным с Минстроем России.

В ходе плановых и внеплановых выездных проверок на территории 65 субъектов Российской Федерации в целях контроля качества предоставляемых жилых помещений осмотрен 1 931 многоквартирный дом, построенный (строящийся) в рамках реализации программ переселения 2013-2017 годов, а также программ переселения 2011-2012 и 2012-2013 годов. Из них в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 1 августа 2014 года № ДК-П9-164пр осмотрены 1 172 дома, в которых приобретено 1 736,9 тыс.кв.м. жилья, что составило 50% от всего объема жилья, приобретаемого в рамках всех этапов программ переселения в проверенных регионах.

Существенные строительные дефекты выявлялись в 609 домах на территории 55 субъектов РФ. Из них 290 домов в 37 субъектах РФ были включены в реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Приказом Минстроя России №709/пр, остальные 319 многоквартирных домов уже находились на контроле Фонда. При этом наиболее грубые нарушение обнаружены в 19 многоквартирных домах в 10 регионах (Республика Калмыкия, Забайкальский край, Пермский край, Ивановская область, Курганская область, Курская область, Новгородская область, Омская область, Псковская область, Еврейская автономная область), что составляет порядка 1% от общего количества проверенных домов.

В ходе осмотра 103 домов в 34 субъектах Российской Федерации не подтвердилась ранее представленная регионами в Фонд информация о полном устранении нарушений требований к качеству жилых помещений или дополнительно были выявлены новые нарушения, возникшие в ходе их эксплуатации, в связи с чем устранение дефектов в указанных домах было повторно взято на контроль Фонда. Вместе с тем, в 24 субъектах Российской Федерации сведения об устранении нарушений в 86 многоквартирных домах нашли свое подтверждение.

Устранение нарушений во всех указанных домах взято на контроль (продолжает оставаться на контроле) Фонда в рамках исполнения Приказа Минстроя России от 1 октября 2015 года № 709/пр.

Кроме того, в ходе осмотра предоставленного переселяемым гражданам жилья в 6 субъектах Российской Федерации выявлено, что в нарушение требований статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрациями муниципальных образований выдавались разрешения на ввод в эксплуатацию домов, строительство которых не завершено или имеющих грубые нарушения по качеству (Республика Дагестан, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Ставропольский край, Астраханская область).

Основными причинами строительства жилья низкого качества и нарушения сроков строительства домов являются ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам со стороны застройщиков и подрядных организаций, а также недостатки проектной документации. Информация об организациях, нарушивших условия заключенных контрактов, по итогам проведенных проверок регулярно публикуется на сайте Фонда. В период с января по сентябрь 2017 года выявлены 78 подрядных организаций (застройщиков), из которых по вине 14 допущены нарушения строительных норм и правил при строительстве 28 домов в 12 регионах, а 71 организацией сорваны сроки строительства 183 домов в 29 регионах.

Необходимо отметить, что в ходе проверок в нескольких регионах зафиксированы факты заключения контрактов со строительными организациями, ранее нарушавшими сроки исполнения обязательств в рамках предыдущих этапов программ переселения (отмечено в Республике Бурятия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Тыва, Забайкальском крае, Приморском крае, Ивановской области, Курганской области, Курской области, Ленинградской области, Свердловской области).

В текущем году Фондом продолжено информирование саморегулируемых организаций в сфере строительства о нарушениях порядными организациями (застройщиками) условий государственных (муниципальных) контрактов, а также Ростехнадзора о фактах ненадлежащего исполнения саморегулируемыми организациями функций по контролю за деятельностью своих членов.

Анализ государственных и муниципальных контрактов, заключенных с подрядными организациями (застройщиками) в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, показал, что в отдельных муниципальных образованиях 10 субъектов Российской Федерации контракты не соответствуют утвержденным Фондом типовым формам (Республика Тыва, Амурская область, Астраханская область, Вологодская область, Ивановская область, Ростовская область, Саратовская область, Тульская область, Челябинская область, Чукотский автономный округ), а именно: не соблюдены рекомендации Фонда о наличии в них графиков производства строительно-монтажных работ с условием отчетности и оплаты по этапам их исполнения, условия контрактов не предусматривают зависимость размера оплаты от объема фактически выполненных работ, гарантийные сроки на приобретаемые жилые помещения менее сроков, предусмотренных типовыми формами.

Кроме того, в отчетном периоде 2017 года продолжают выявляться случаи неустановления при проведении конкурсных процедур по закупке строительных работ к участникам (подрядным организациям, застройщикам) дополнительных требований в части наличия опыта работы, связанного с предметом контракта, что является нарушением части 4 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и пункта 2 приложения №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года №99 (зафиксировано в Республике Бурятия и Свердловской области).

В нарушение условий Договора о долевом финансировании не во всех регионах обеспечена надлежащая работа приемочных комиссий с участием представителей органов государственного жилищного, архитектурного, санитарного, пожарного, строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности. В частности, в ряде муниципальных образований 23 субъектов Российской Федерации в состав комиссий не были включены представители государственных надзорных органов, а также общественных организаций.

В рамках контроля качества предоставляемых гражданам жилых помещений в
в 2017 году Фонд продолжил взаимодействие с общественными организациями. Так, в ходе проверочных мероприятий с представителями региональных центров Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (далее ОНФ) проводился совместный осмотр строительных объектов в 19 субъектах Российской Федерации. Кроме того, Фондом принимались меры реагирования по сведениям, поступившим от ОНФ о ненадлежащем качестве жилья в 12 регионах (Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Марий Эл, Волгоградская область, Калужская область, Курганская область Курская область, Омская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область). Так, в ходе выездной проверки в Самарской области подтвердились сведения ОНФ о недостатках качества предоставленного гражданам жилья в домах, возведенных в городе Жигулевске по улице Морквашинская, 27А и в городе Новокуйбышевске по проспекту Мира, 6Д. Всего по результатам проверок устранение нарушений в 21 многоквартирном доме поставлено Фондом на контроль в порядке, предусмотренном приказом Минстроя России от 1 октября 2015 года №709/пр.

Также активное взаимодействие при проведении Фондом выездного мониторинга осуществляется с региональными центрами некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». За прошедший период 2017 года представители общественной организации принимали участие в проверках Фонда в 36 субъектах Российской Федерации. По обращениям НП «ЖКХ Контроль» Фондом взято на контроль устранение строительных недостатков в 26 домах на территории 11 субъектов Российской Федерации. Кроме того, информация о нарушениях, выявленных региональными отделениями общественного контроля, рассматривалась в ходе планового и внепланового выездного мониторинга. В свою очередь, Фондом в адрес НП «ЖКХ Контроль» направлялись сведения о наиболее существенных нарушениях требований к качеству в целях оказания региональными центрами указанной организации содействия в контроле за ходом их устранения.

В ходе выездных проверок реализации программ переселения граждан специалистами Фонда в 16 субъектах Российской Федерации зафиксированы низкие темпы сноса расселенных аварийных домов, основными причинами которых являются отсутствие денежных средств в бюджетах муниципальных образований и незавершенные судебные разбирательства (Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Ставропольский край, Амурская область, Астраханская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Магаданская область, Псковская область, Ростовская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тверская область).

При проведении контрольных мероприятий реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и их краткосрочных планов в период с января по сентябрь 2017 года особое внимание уделялось:

проверке выполнения требований Федерального закона № 185-ФЗ при реализации софинансируемых Фондом краткосрочных планов программ;

проверке качества выполненных ремонтных работ и вопросам определения стоимости капитального ремонта многоквартирных домов;

анализу деятельности региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов в части реализации краткосрочных планов программ.

По результатам проверок реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов выявлены следующие основные нарушения:

в нарушение части 11 статьи 20.1 Федерального закона № 185-ФЗ в 9 субъектах Российской Федерации оплата работ и (или) услуг по капитальному ремонту производилась на основании актов приемки выполненных работ и (или) оказанных услуг, не согласованных с органами местного самоуправления и не подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах (Республика Адыгея, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Хабаровский край, Архангельская область, Тульская область, Челябинская область);

невыполнение экспертизы сметной документации на капитальный ремонт домов либо проверки достоверности определения сметной стоимости (выявлено в 11 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Иркутская область);

нарушения технических регламентов и строительных норм и правил, что свидетельствует об осуществлении на недостаточном уровне строительного контроля со стороны подрядных организаций и заказчиков (выявлено в 9 субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Тыва, Архангельская область, Волгоградская область, Иркутская область, Челябинская область);

осуществление строительного контроля за ходом капитального ремонта организациями, не имеющими свидетельств СРО на данный вид деятельности, что не соответствует требованиям приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (выявлено в 5 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Хабаровский край, Архангельская область);

несоблюдение положений частей 1, 2 и 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ о разработке рабочих чертежей (или схем) для видов работ, касающихся надежности и безопасности зданий, выполнение работ по сметной документации, составленной по дефектным ведомостям (выявлено в 5 субъектах Российской Федерации: Республика Коми, Республика Тыва, Забайкальский край, Иркутская область, Челябинская область).

Причинами указанных нарушений является ненадлежащий контроль за ходом реализации программных мероприятий со стороны региональных фондов капитального ремонта, органов местного самоуправления, ненадлежащая организация осуществления строительного контроля и допускаемые подрядными организациями нарушения градостроительного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Также в период с января по сентябрь 2017 года работниками Фонда проведен выездной мониторинг хода подготовки и реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 1451, в 15 субъектах РФ (Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Владимирская область, Калининградская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Новосибирская область, Ярославская область).

По результатам указанных проверок выявлены следующие основные нарушения:

строительный контроль со стороны концессионеров (заказчиков) выполняется с нарушением части 7 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 468 (зафиксировано в Хабаровском крае, Амурской области, Новосибирской области);

не в полной мере выполняются предусмотренные договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда условия о порядке проведения независимого строительного контроля (зафиксировано в Амурской области, Ленинградской области, Новосибирской области);

в составе отчетности о ходе реализации проектов модернизации представляются недостоверные сведения, в связи с чем Хабаровскому краю и Ленинградской области предъявлены штрафные санкции в сумме 100 тыс. рублей, предусмотренные договором о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Кроме того, в 5 из 15 проверенных субъектов Российской Федерации фиксировалось отставание от графика выполнения (производства) работ (Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Кемеровская область, Ленинградская область).

В целях устранения указанных и иных нарушений в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в составе отчетов о результатах проверок направлены соответствующие рекомендации. Для принятия мер реагирования копии отчетов направляются в региональные прокуратуры и контрольно-счетные палаты регионов, а также в Минстрой России.

Справочно:

В рамках взаимодействия с органами прокуратуры Российской Федерации в период с января по сентябрь 2017 года в Фонд поступила информация о рассмотрении прокурорами 35 субъектов Российской Федерации актов Фонда о результатах выездных проверок.

Согласно указанной информации, органами прокуратуры внесены 174 представления об устранении нарушений требований законодательства, допущенных в ходе реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта многоквартирных домов, а также проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В 23 регионах были возбуждены дела об административных правонарушениях, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.

Для решения вопросов об уголовном преследовании, материалы прокурорских проверок направлялись в следственные и правоохранительные органы 6 субъектов РФ (Республика Бурятия, Республика Крым, Забайкальский край, Иркутская область, Курганская область, Саратовская область). По зафиксированным в ходе проверок Фонда нарушениям расследуется (расследовалось) 16 уголовных дел на территории 12 регионов (Республика Башкортостан, Республика Карелия, Забайкальский край, Приморский край, Иркутская область, Омская область, Оренбургская область, Ростовская область, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область), из которых 6 уголовных дел возбуждены по статье 159 УК РФ (Мошенничество); 4 уголовных дела – по статье 293 УК РФ (Халатность); 6 уголовных дела – по другим статьям УК РФ (Нецелевое использование бюджетных средств, Злоупотребление должностными полномочиями, Превышение должностных полномочий, Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков).

Так, по информации прокуратуры Тверской области, прокуратурой Лихославльского района была проведена проверка соблюдения действующего законодательства при исполнении муниципальных контрактов в рамках реализации программы переселения, в ходе которой установлено, что в качестве аванса по муниципальному контракту ООО «НовСтройТех» были выплачены денежные средства в сумме 12 085,1 тыс. рублей, которые впоследствии не направлялись застройщиком на строительство дома по улице Правды в поселке Калашниково, а также не были возвращены в администрацию муниципального образования. По указанному факту по материалу проверки, направленному в апреле 2017 года в СО ОМВД России по Лихославльскому району в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (Мошенничество).

В рамках взаимодействия с Генеральной прокуратурой РФ в 2017 году особое внимание уделяется вопросам соблюдения требований законодательства при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации, где складывается наиболее сложная ситуация с реализацией мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, в том числе в рамках деятельности созданной при Генеральной прокуратуре РФ в 2012 году межведомственной рабочей группы по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в состав которой входит представитель Фонда.

Также в текущем году продолжено взаимодействие с органами МВД России. В частности, в январе 2017 году Фондом совместно с представителями Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в Республике Башкортостан проведена проверка обоснованности включения в программу переселения граждан аварийных домов, расположенных на территории города Уфы, в отношении которых ранее администрацией города заключены договоры о развитии застроенных территорий. Впоследствии по материалам органов полиции следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 Уголовного кодекса РФ (Превышение должностных полномочий) по факту злоупотреблений должностными лицами администрации города Уфа.

Кроме того, Фондом в ГУЭБ и ПК МВД России направлены материалы о выявленных в ходе выездного мониторинга в 6 субъектах Российской Федерации фактах оплаты выполненных застройщиками строительных работ в размере, в процентном отношении превышающем степень строительной готовности домов, а также случаях ввода в эксплуатацию домов, строительные работы на которых в полном объеме не завершены (Республика Бурятия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Астраханская область, Челябинская область).

В рамках взаимодействия с Федеральным казначейством Фондом осуществляется мониторинг хода устранения нарушений, выявляемых территориальными органами Федерального казначейства по результатам контрольных мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации. Полученные от Федерального казначейства сведения используются при проведении госкорпорацией выездных проверок в субъектах Российской Федерации, по итогам рассмотрения данной информации в соответствии с положениями Федерального закона №185-ФЗ Фондом принимаются отнесенные к его компетенции меры реагирования. В свою очередь, в целях повышения эффективности контрольной деятельности, Фондом в адрес Федерального казначейства на регулярной основе направляется сводная информация о результатах проводимого выездного мониторинга с указанием сведений об основных выявленных нарушениях, допущенных при использовании средств госкорпорации и реализации региональных программ.

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами в период с января по сентябрь 2017 года в Фонд поступили акты проверок и материалов о наличии выявленных нарушений по региональным адресным программам, реализуемым в рамках 185-ФЗ, из 22 субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Приморский край, Хабаровский край, Архангельская область, Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Калужская область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Сахалинская область, Тверская область, Тульская область, Чукотский автономный округ). Информация о результатах контрольных мероприятий используется Фондом в работе, что позволяет более эффективно определять объекты для проверок, своевременно находить системные нарушения, а также принимать необходимые меры реагирования для их устранения.