В Москве вокруг Федеральной службы государственной статистики в последние дни замечена повышенная активность.
Статданные по такому политически важному вопросу, как рост (точнее, падение) ВВП в феврале, не сошлись с прогнозами Минэкономразвития, что вызвало резкую критику со стороны его главы Максима Орешкина, обвинившего Росстат в ошибках в работе и неверности методик. И практически одновременно с этим были озвучены планы о передаче Росстата в подчинение Минэкономразвития.
Поверить в то, что это просто совпадение, зная российскую управленческую практику, довольно трудно. Как бы там ни было, побудительные причины не так важны. Важно другое: принесет ли предполагаемая реформа пользу России и ее экономике?
Идея передачи Росстата в подчинение Минэкономразвития, мягко говоря, неоригинальна. В начале нулевых служба статистики подчинялась правительству. В 2004-м ее перевели под крыло Министерства экономики. Но не прошло и трех месяцев, как тогдашний премьер Михаил Фрадков переподчинил Росстат себе. Спустя еще четыре года служба вновь перешла в ведение Минэкономики. А еще через четыре – снова вернулась в подчинение правительству. Может показаться, что такая бюрократическая забава не играет большой роли, раз ее повторяли столько раз, но на деле это, конечно, не так.
В передовой зарубежной практике неслучайно стараются обеспечить органам статистики максимально возможную независимость. Бюро статистики труда, которое рассчитывает индекс потребительских цен в США, – организация, чей руководитель не может быть снят с должности даже президентом. Схожая ситуация и с Бюро цензов, занимающимся переписями населения. Да и во времена СССР Центральное статистическое управление было с 1948 года при Совете Министров.
Минэкономразвития – одно из ключевых ведомств, осуществляющих государственное управление в сфере экономики. И его заинтересованность в определенном ракурсе подачи информации, характеризующей эффективность проводимой политики, вполне очевидна. Ведомственные искажения гораздо опаснее прямых ошибок, от которых никто, в том числе и Росстат, не застрахован. Дело в том, что ошибка конкретна, современные статистические методы позволяют ее выявить и в конце концов исправить, а ведомственные искажения – это система.
Трудно не согласиться с точкой зрения профессора НИУ ВШЭ Марка Урнова: «Передавать ее [статистику] в ведение какого-то отдельного министерства, с моей точки зрения, очень плохо. Просто потому, что она начнет естественным образом работать на данное ведомство. Это уж как ни старайся. Все равно у ведомства, у института есть свои специфические интересы, и если вы структуру, которая должна быть зеркалом, отдаете под управление данного ведомства, то она с огромной вероятностью будет служить ему, а не абсолютной объективной истине».
Данные статистики не только фиксируют объективную картину действительности, но и определяют вектор развития экономики и в целом общества. Поэтому Росстат должен быть независимым. Его подчинение любому экономическому ведомству неизбежно приведет к искажению картины, что недопустимо.
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем.