УФАС провело публичное обсуждение своей правоприменительной практики

В Калининграде сотрудники аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области 29 марта приняли участие в публичных слушаниях УФАС по обсуждению результатов правоприменительной практики управления в первом квартале 2018 года.

imageЗадачей мероприятия являлось правовое просвещение и правовое информирование подконтрольных антимонопольной службе субъектов, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, с целью профилактики совершения ими правонарушений в сфере антимонопольного, рекламного законодательства, а также законодательства в сфере закупок, прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 5 апреля 2018 года, в аппарате уполномоченного.

Основным акцентом в 2017 году было внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, развитие и совершенствование механизмов предупреждения и пресечения, направленных на профилактику возможных нарушений требований законодательства Российской Федерации следующими способами:

1) дача юридическим и физическим лицам разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России;

2) направление должностным лицам предостережений о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 25.7 Закона о защите конкуренции;

3) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению требований законодательства, выдается предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции.

В 2017 году ФАС России направила должностным лицам подконтрольных субъектов предостережений на пять с половиной процентов больше, чем в 2016 году. Мероприятия комплексной профилактики нарушений обязательных требований, общественный контроль, вхождение в состав экспертных советов при ФАС России участников рынков, представителей некоммерческих объединений и контролирующих органов власти позволяют ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышают транспарентность принимаемых ФАС России решений. В целом комплексная профилактика нарушений обязательных требований направлена на их предупреждение и повышение прозрачности системы надзорных функций.

Наибольшее количество жалоб в первом квартале 2018 года зафиксировано в сфере госзакупок, причем в качестве нарушителей выступают заказчики. Такая же статистика наблюдается и в аппарате Уполномоченного. Чаще всего фиксируются нарушения в самом госконтракте: например, не прописываются точные сроки приемки работ и даты оплаты. Это приводит к тому, что исполнитель не может получить деньги за выполненную работу, так как заказчик несколько месяцев принимает акты. Наблюдаются нарушения и в процессе самих торгов. Заказчик должен вести конкурсную документацию, где в обязательном порядке необходимо прописывать все сроки, что предусмотрено 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Однако на деле происходит копирование упомянутого закона без разделений по форме торгов, при этом аукцион, конкурс, котировки и т. д. подразумевают разные требования к срокам и порядку проведения сделок.

На особый контроль в 2018 году будут взяты сделки по закупкам у единственного источника. Когда сумма сделки не превышает 100 000 рублей, то заказчик в соответствии с 44-ФЗ имеет право не проводить торги, а выбрать конкретного исполнителя. В 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») данная практика никак не регламентируется, и в соответствии с этим законом каждая компания может самостоятельно, своими внутренними постановлениями, определять максимальную сумму, по которой могут не проводиться торги.

Этим пользуются многие компании с госучастием и естественные монополии. Нюанс заключается в том, что затем все расходы по таким контрактам закладываются в тарифы. Соответственно, чем больше подтвержденных договорами затрат, тем выше будет для конечного потребителя тариф, что приводит к его искусственному завышению.

Не менее важной проблемой была обозначена ситуация с большим количеством электронных площадок, на которых проводятся торги: у каждой площадки есть свои требования; кроме того, все они платные, берут комиссию за участие, и у каждой свой уникальный электронный ключ, который не подходит к другим площадкам, и его также нужно покупать.

В связи с этим с 1 июля 2018 года будет внесен пятый пакет поправок в антимонопольное законодательство. В частности, в 223-ФЗ будет четко определена максимальная сумма контрактов с единственным исполнителем, будет запрещена комиссия за участие в электронных торгах, будут взяты под контроль и жестко регламентироваться все электронные площадки, а также предлагается ввести единый ключ.

Еще на одну проблему обратил внимание ведущий консультант аппарата Уполномоченного Алексей Погорелов, отметив, что существует такой вид мошенничества в сфере госзакупок, как включение в реестр добропорядочных поставщиков и исполнителей и выдача соответствующего сертификата стоимостью около 50 000 рублей. Те, кто предлагает покупку такого сертификата, утверждают, что его наличие предусматривает преимущество на всех торгах. На это руководитель Калининградского УФАС России ответила, что возьмет данную ситуацию на контроль.