В России Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС), объединяющий страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС, подготовил рейтинг нарушений прав застрахованных в системе ОМС.
Рейтинг составлен на основе обращений граждан в страховые компании в 2016 году.
Так, по данным экспертов МСМС, наиболее распространенными причинами нарушения прав застрахованных по ОМС граждан в 2016 году стали (в порядке убывания):
1. Организация работы медицинской организации;
2. Выбор медицинской организации;
3. Качество медицинской помощи;
4. Взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС;
5. Отказ в предоставлении медицинской помощи;
6. Обеспечение полисами ОМС;
7. Этика и деонтология медицинских работников;
8. Лекарственное обеспечение в стационаре.
Эксперты МСМС также напоминают, что по закону именно страховые компании стоят на защите прав застрахованных граждан. Поэтому в случае возникновения любых вопросов, связанных с организацией работы медицинских учреждений в системе ОМС, доступностью и качеством медицинской помощи, вы всегда можете обратиться в страховую компанию по телефону горячей линии, указанному на вашем полисе ОМС.
Примеры обращений граждан в соответствии с рейтингом наиболее распространенных причин нарушения прав граждан в системе ОМС в 2016 году
Рейтинг |
Причины обоснованных жалоб |
Примеры обращений/жалоб |
|
1 |
организация работы медицинской организации |
Необоснованно длительные сроки ожидания диагностики, лечения, инструментальных и лабораторных исследований |
|
Необоснованно длительные сроки консультации врачей-специалистов |
|||
Утеря медицинских документов застрахованного (мед. карта, выписки, результаты анализов) медицинской организацией |
|||
Навязывание платных услуг (маршрутизация в частные (платные) медицинские центры в связи с отсутствием в медицинской организации по месту прикрепления профильных врачей-специалистов, оборудования, лабораторий) |
|||
2 |
выбор медицинской организации |
Необоснованный отказ в направлении из поликлиники по месту прикрепления в федеральные лечебные учреждения |
|
Отказ в прикреплении к медицинской организации в связи с отсутствием документа, подтверждающего смену места жительства |
|||
Прикрепление к медицинским организациям застрахованных граждан без их ведома (заявления) |
|||
3 |
качество медицинской помощи |
Осложнения после назначенных и проведенных процедур |
|
Неквалифицированно проведенная диагностика и обследования |
|||
Несвоевременно оказанная медицинская помощь |
|||
4 |
взимание денежных средств за медицинскую помощь |
Взимание денежных средств при лечении в стационаре и дневном стационаре |
|
Взимание денежных средств за лабораторные и инструментальные обследования |
|||
Навязывание дополнительных платных услуг |
|||
5 |
отказ в медицинской помощи |
Отказ в предоставлении медицинских услуг на дому |
|
Отказ в госпитализации |
|||
Отказ в оказании медицинской помощи с полисом другой территории |
|||
6 |
обеспечение полисами ОМС |
Перераспределение застрахованных из прекративших свою деятельность СМО в другие СМО |
|
Возникающие ошибки в региональном сегменте регистра застрахованных граждан на уровне территориальных фондов ОМС при оформлении полиса (двойники по ФИО, дата рождения) |
|||
7 |
этика и деонтология медицинских работников |
Неэтичное поведение медицинских работников (грубость, хамство) |
|
Передача медицинскими работниками конфиденциальной информации о застрахованном третьим лицам |
|||
8 |
лекарственное обеспечение |
Отсутствие лекарственных препаратов и расходных материалов при лечении в стационаре |