В Москве в министерстве сельского хозяйства РФ под председательством заместителя министра Игоря Кузина 22 августа прошло заседание рабочей группы по совершенствованию системы сельхозстрахования.
Приняли участие представители Минфина, Банка России, Минэкономразвития, Национального союза агростраховщиков и аграрных отраслевых союзов.
В ходе заседания участники обсудили текущую ситуацию и проблемы агрострахования в 2017 г., а также необходимость законодательных изменений в действующую систему сельхозстрахования.
Врио директора ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК» Александр Горбунов сообщил, что в предыдущие годы действия законодательства в области сельхозстрахования был достигнут уровень застрахованных площадей порядка 19% от всей площади посева. На сегодня по ряду причин фиксируется резкий до 80 % спад от достигнутого в прошлые периоды объемов страхования. Одной из таких причин стало отсутствие необходимой утвержденной нормативной базы, не позволяющей выплату субсидий даже тем регионам, которые готовы предоставить поддержку сельхозпроизводителям на страхование.
В своем развернутом выступлении президент НСА Корней Биждов отметил, что за период с 2012 по 2016 гг. спрос на страхование ежегодно превышал фактически выделенные субсидии (дефицит частично погашался за счет выделенных средств следующего года). Только в 2016 году запросили дополнительные средства в размере 1,2 млрд. руб. на субсидирование договоров страхования 11 регионов в области растениеводства и 15 регионов в области животноводства, сообщило информационное агентство Rainbow.
Главной причиной падения уровня страхования с государственной поддержкой в 2017 году стало решение о включении субсидирования агрострахования в «единую» субсидию. Региональные власти в первую очередь заинтересованы в финансировании направлений, оказывающих в отличие от агрострахования прямое влияние на объемы производства, в связи с чем не выделяют средства, необходимые для субсидирования страхования. Отдельные регионы, которые на протяжении ряда лет являлись лидерами в агростраховании, вообще отказались от выделения средств на данный вид поддержки в 2017 году, несмотря на наличие целевых показателей и возможности применения к ним штрафов за их невыполнение.
От поддержки агрострахования, например, отказался Краснодарский край, несмотря на наличие целевого показателя в Госпрограмме в размере 333 тыс. га, где в 2016 году было застраховано более 388 тыс. га. Также аграриев ни в области растениеводства, ни в области животноводства в 2017 году не будет поддерживать Белгородская область, где запланировано к страхованию 180 тыс. га и 800 тыс. условных голов животных (в 2016 году было застраховано 160 тыс. га и 844 тыс. условных голов).
Лидирующие показатели агрострахования в указанных субъектах на протяжении 2012-2016 гг. и падение до нуля в 2017 году указывает на прямое разрушительное влияние «единой» субсидии на систему сельхозстрахования. В результате, по данным НСА, на 1 августа план Госпрограммы на 2017 по показателям агрострахования выполнен только на 17 %, фактически застраховано только 692 тыс. га при плановых 4,1 млн. га.
Резкое снижение объемов страхования на фоне сложной природно-климатической ситуации в 2017 году негативным образом может сказаться на финансовой стабильности сельхозтоваропроизводителей. Режимы чрезвычайных ситуаций уже объявлены в 23 регионах. Предварительный ущерб от локальных ЧС в 2017 году может составить по различным оценкам около 2,5 млрд. руб., которые в отсутствии страхования могут быть оплачены только из бюджетных средств.
По данным НСА за предыдущие 5 лет страховые организации осуществили 7 тысяч выплат на сумму 27 млрд. руб., в том числе более 15 млрд. руб. по договорам страхования с государственной поддержкой. При этом важно заметить, что доля отказов в выплатах составляет всего лишь 9% (или 655 отказов), доля судебных споров составляет всего лишь 3,6% от количества выплат за 5 лет (всего 258 арбитражных дел).
В части предложений НСА по изменению законодательства в области сельхозстрахования Корней Биждов подчеркнул, что они были подготовлены с учетом, прежде всего, интересов непосредственно самих сельхозтоваропроизводителей. По большинству предложений участникам Рабочей группы удалось сформировать консолидированное мнение. Отдельные вопросы будут обсуждаться дополнительно в ближайшее время на уровне экспертов Минсельхоза, Минфина, ЦБ, НСА и аграрных союзов.
Совместно выработанные предложения законодательного совершенствования системы сельхозстрахования с господдержкой в сентябре будут также обсуждаться на заседании Рабочей группы при Комитете по аграрным вопросам Госдумы РФ и на отдельном совещании в Совете Федерации.