В Москве на минувшей неделе в Государственной Думе прошел круглый стол «Усиление государственной поддержки семей с детьми, направленной на повышение рождаемости в Российской Федерации».
Для России повышение рождаемости – вопрос принципиальный и стратегический. Без сохранения численности населения и его дальнейшего прироста развитие страны становится фактически невозможным. При этом, по статистике, сегодня на одну семью приходится 1,7 ребенка, а следовательно, следующее поколение будет еще меньше предыдущего.
Для перелома ситуации государство приняло ряд мер, в том числе ввело институт материнского капитала, который позволяет получить сертификат номиналом 453 026 рублей при рождении второго ребенка. Данная мера сыграла свою роль – в России стало существенно больше семей с двумя детьми. Однако срок действия программы заканчивается, и необходимо принимать решение, что делать дальше. Кроме того, в своем текущем виде маткапитал стимулирует к рождению только второго ребенка, но не третьего, тогда как даже для простого воспроизводства – то есть для сохранения численности населения – необходимо, чтобы в семьях было больше двоих детей. Двоих было бы достаточно при идеальных условиях – когда нет ни детской смертности, ни несчастных случаев, ни уголовных преступлений. Однако в реальности такие условия, конечно, недостижимы.
Таким образом, государству необходимы дополнительные механизмы стимулирования рождаемости. Их поиску и был посвящен круглый стол, который прошел в Госдуме. Инициаторы мероприятия, депутат Сергей Вострецов и председатель совета движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец, предложили сохранить родительский капитал, но при этом дать семьям выбор: получить сертификат или ежемесячные выплаты. Предполагается, что последние составят 3 000 рублей на одного ребенка, 8 000 рублей – на двоих и 15 000 рублей – на троих и более. Если же в семье пятеро детей, она будет иметь право на земельный участок со всеми коммуникациями, а если семеро – на автомобиль «Газель».
Эти предложения были поддержаны большинством участников круглого стола. Предоставить матерям и отцам выбор между «единоразовым» капиталом или ежемесячными выплатами – это известно, семьям с детьми постоянно нужны деньги.
С другой стороны, при всей актуальности этой инициативы и ее рациональном начале она вызывает ряд вопросов, без ответа на которые вряд ли способна заработать.
Вопрос первый: кто будет платить? Так, новые выплаты могут быть возложены на региональные и местные бюджеты. Однако во многих регионах нет денег, и властям будет трудно преодолеть соблазн максимально усложнить для родителей процедуру получения выплат/сертификатов. Если же это финансовое бремя ляжет на федеральный бюджет, то необходим четко разработанный механизм доведения денег до семей, чтобы средства не терялись в недрах дефицитных региональных бюджетов.
Вопрос второй: сколько нужно платить? Авторы предлагают абсолютные цифры – 3, 8 и 15 тысяч рублей. Но уверенности, что именно эти суммы будут стимулировать рождаемость, честно говоря, нет. Более того, уровень цен во всех регионах разный: где-то 3 тысячи – это большие деньги, а где-то подобная сумма совсем не значительно повлияет на семейный бюджет. Таким образом, было бы логично предусмотреть для выплат региональный коэффициент, чего авторы – по крайней мере, пока – не сделали. Кроме того, выплаты полагаются родителям в течение 14-16 лет, а цены за это время наверняка вырастут. Следовательно, также был бы уместен механизм индексации, который на данный момент отсутствует.
Вопрос третий: что гарантирует выплаты? Перед людьми ставится выбор: либо большая сумма практически сразу, либо небольшие выплаты в течение 14-16 лет. Но этот выбор становится реальным только тогда, когда есть гарантии, что за весь срок правила игры не поменяются и не будет принята новая программа поддержки, отменяющая текущую. Если подобных гарантий не будет, родители, скорее всего, будут выбирать исключительно родительский капитал, и предложенная инициатива превратится в фикцию.
Все вышесказанное не значит, что данная инициатива неверна. Она верна и полезна, однако в данный момент не до конца проработана.На все поставленные вопросы можно найти ответы, главное – действительно сделать это до того, как рассматриваемое предложение превратится в принятый законопроект.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем.