В Москве 19 апреля на совместном заседании двух комитетов РСПП – Комитета по рынку труда и социальному партнерству и комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям – был представлен доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения».
Исследование подготовлено коллективом авторов из Высшей школы экономики (ВШЭ) по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР), который по поручению президента РФ готовит Стратегию социально-экономического развития страны.
Главный вывод исследования: в России сложилась специфическая модель рынка труда, не похожая на то, что считается «нормой» в развитых странах. Ключевая особенность состоит в том, что адаптация к кризисам происходит преимущественно за счет изменений стоимости труда, а не за счет изменений в занятости и безработице (в развитых странах, как правило, наоборот).
В случае экономических трудностей работодатели снижают зарплаты, но не увольняют сотрудников. Эта модель рынка труда поддерживает стабильно высокую занятность и низкую безработицу, но ценой нестабильных зарплат и значительного неравенства. Кроме того, нынешняя модель никак не стимулирует создание новых рабочих мест.
Стабильной занятости способствует трудовой кодекс, один из самых жестких в Европе. Его формальная жесткость усиливается административным вмешательством и избирательным использованием контрольно-надзорных процедур. А гибкость зарплаты обеспечивается крайне низким МРОТ и большой переменной составляющей (в виде разного рода премий и бонусов) зарплаты. Такие выплаты при возможности легко добавляются, а при необходимости так же легко снимаются. При этом слабые профсоюзы и коллективные договора в России не оказывают существенного влияния на уровень оплаты труда.
Председатель Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству Игорь Зюзин отметил необходимость пересмотра трудового законодательства в направлении повышения гибкости регулирования трудовых отношений, приведения его в соответствие современным экономическим реалиям.
В то же время эксперты ЦСР считают, что радикальное реформирование рынка труда политически и технически сложное, рискованное мероприятие, и в настоящее время условий для этого нет. Как отметил один из авторов исследования директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, проблемы рынка труда лежат вне рынка труда – это общий бизнес-климат, плохое корпоративное управление, это демография, здравоохранение, образование, проблемы с пенсионной системой и т.д.
Как отмечается в докладе, ситуация на рынке труда создает проблему так называемых «работающих бедных», поскольку сохраняет низкооплачиваемые рабочие места и стимулирует неформальную занятость. При этом, необходимость борьбы с «теневым сектором» также остается дискуссионным вопросом.
Вопрос борьбы с неформальной занятостью стал одним из главных предметов обсуждения в ходе круглого стола. Отвечая на вопрос Президента РСПП Александра Шохина о предлагаемом Минфином налоговом маневре «22/22», Лилия Овчарова отметила, что, по ее оценке, предлагаемыми сегодня мерами реально можно легализовать не более одной трети от фонда труда. При этом нет никаких данных ни по одной стране мира, что снижение социальных отчислений для работодателей приводило бы к существенному росту легализации зарплат. В то же время, по словам Овчаровой, перекладывание налогового бремени с работодателей на потребителей (повышение косвенных налогов одновременно со снижением страховых взносов, что по оценке Минфина приведет к разовому увеличению инфляции на 2%), может негативно сказаться на качестве человеческого капитала.
По ее словам, «инфляция – это самый большой страх населения, но это и то, к чему население научилось адаптироваться лучше всего».
«У нас за постсоветский период 5 раз достаточно сильно падали реальные доходы населения и когда это наступает (последний раз это было в ноябре 2014г.), то население знает, что делать. Это уже не те шоки, что были в 1992г, — заявила информационному агентству Rainbow эксперт. — Люди начинают переходить в другие ценовые категории аналогичных товаров и отказываются от ряда покупок. В первую очередь страдают расходы на культурное потребление, образование, здравоохранение».
Как полагает Лилия Овчарова, пока у нас есть окно возможностей для развития человеческого капитала – есть значительный класс людей, чьи расходы на базовое потребление не превышают 50% от доходов, и они готовы вкладываться в собственное развитие. Однако окно это будет недолгим. Если мы проведем еще ряд таких манипуляций, как мы провели с накопительной пенсионной системой, то доверие к государству будет разрушено еще больше», — заключает она.
Низкий уровень инвестиций в развитие человеческого капитала, в особенности в обучение и переобучение работников (здесь мнения ученых и предпринимателей полностью совпали) является одним из главных препятствий для дальнейшего развития рынка труда нашей страны. По данным авторов доклада, к 2030 г. численность занятого населения в возрасте до 40 лет будет меньше чем сейчас примерно на четверть. «И это колоссальнейший шок!» – полагает Владимир Гимпельсон. По его словам, разные профессии имеют сильно деформированные возрастные профили. Пострадают в первую очередь компании, которые используют молодую рабочую силу. Так, средний возраст программиста младше 30 лет.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович отметил, что крайне низкими остаются инвестиции в человеческий капитал граждан старше 40 лет. Возможности для дополнительного образования россиян старше 40 лет примерно в 2 раза ниже, чем в Европе. По его словам, пессимистические оценки, связанные со старением населения и вхождением на рынок труда большего числа людей пожилого возраста, связаны с тем, что в них инвестиции в человеческий капитал оцениваются на том же уровне, что и сегодня. Если же их увеличить, то и прогнозы будут другие. Нужно активно готовить систему подготовки кадров к переобучению специалистов от 40 лет и старше.
По мнению, Александра Шохина инвестиции в человеческий капитал – один из ключевых сюжетов всех программ социально-экономического развития. В настоящий момент всем очевидна необходимость увеличения расходов на систему образования, в том числе профессионального образования, на систему здравоохранения и развитие человеческого капитала в широком смысле, включая проблему пенсионного возраста и страховых принципов пенсионной системы и вопросы заработной платы.