Россия — одна из немногих стран, где успешно тестируется свой беспилотный автотранспорт. Сумеем ли мы обогнать Запад в этом направлении? Какие варианты беспилотников сегодня лидируют в мире и в чем преимущество нашей страны?
Прагматизм победил. Внедрение беспилотного транспорта — общемировой тренд, в котором каждая страна старается вырваться вперед. Тема хоть и растеряла первоначальный хайп, пик которого пришелся на 2015–2016 годы, но на смену ему пришел чистый прагматизм. Системы электронной помощи водителю уже стали нормой, а доля подключенных к информационным сетям автомобилей растет с каждым годом.
Но впереди массовое внедрение беспилотного транспорта. Какие варианты сегодня предлагаются?
Специалисты в США предсказывают, что рост электронной торговли и увеличение оборотов логистики последней мили станут отличным поводом запустить роботизированные машины доставки. Так, калифорнийский стартап Nuro, основанный двумя инженерами из Google, получил разрешение местных властей на запуск беспилотников: небольшим автомобильчикам, по форме напоминающим яйцо, позволили передвигаться не быстрее 56 км/ч по наземным магистралям при хороших погодных условиях. Компания обещает выйти на промышленные обороты доставок уже через год.
Еще осенью 2020 года беспилотная служба такси Waymo от Google начала работать на улицах Феникса в Аризоне. Некоторые автомобили службы передвигаются с контролером, другие — полностью автономны. Для реализации проекта компания оцифровала практически каждый сантиметр дорожной поверхности в солнечном Фениксе и его окрестностях, а с точки зрения погодных условий место для пилотного проекта выбрано идеально.
Шум без выхлопа. Хотя энтузиасты и кричат о том, что их проект уже изменил наше автомобильное будущее, пока масштабы внедрения остаются на уровне пилотных. Кроме того, есть определенное недовольство как от местных жителей, так и от профсоюзов такси, которые заявляют, что фактически являются участниками эксперимента, на который у них не спрашивали разрешения.
В других странах полноценное внедрение роботизированных такси так и осталось на уровне тестов и разговоров. Так, лондонский оператор такси Addison Lee в 2018 году обещал внедрить беспилотные технологии к 2021 году. Однако теперь планы изменились, и компания решила оставить технологические разработки на совести автопроизводителей.
Сервис беспилотных такси от компании Ford был отложен до 2022 года из-за пандемии. Uber, который должен был стать одним из главных бенефициаров беспилотного транспорта, объявил о продаже подразделения, занимающегося данными технологиями, за 4 млрд долл., что примерно в два раза ниже оценки 2019 года.
Не в городе, но на трассе? Для многих специалистов намного более близкими кажутся перспективы внедрения беспилотных автомобилей не в городской среде, а на автострадах. Дорожные условия здесь проще, а список и уровень развития технологий помощи водителю намного шире. Так, в Великобритании рассматривается вопрос законодательного разрешения на автоматизированные системы удержания автомобиля в полосе движения на автострадах. Речь идет не о технологии-ассистенте, которая и так широко применяется, а об автоматическом контроле движения автомобиля без участия водителя.
В США, с их развитой сетью автобанов, роботизация грузовых перевозок уже давно является темой острой дискуссии. С одной стороны, соблазн заменить человека машиной в одной из самых трудоемких отраслей очевиден, но с другой — это же и является препятствием быстрому внедрению технологии: в США около 3,5 млн водителей, никто из них не хочет остаться без работы. Поэтому сейчас основная задача, решаемая при помощи беспилотных технологий, — не заменить водителя, а перевести его в разряд ассистента, повысив тем самым эффективность работы и снизив аварийность.
Что у нас? Компании, тестирующие свои системы в России, обладают определенным конкурентным преимуществом, поскольку дорожные условия работы жестче, чем, например, в Европе или США. В этом смысле качество дорожного покрытия и погодные условия, в частности обильные снегопады, являются не препятствием для внедрения беспилотных систем, а скорее стимулом для лучшей адаптации систем управления транспортным средством.
Подготовленный Минтрансом РФ правительственный план по развитию высокоавтоматизированного транспорта предусматривает появление полностью беспилотных автомобилей на улицах некоторых крупных городов уже в 2021 году, хотя точный список регионов, где они могут появиться, пока не определен. Напомним, что еще с 2019 года, согласно постановлению правительства № 1415, в 13 регионах проводятся испытания беспилотных автомобилей с человеком, контролирующим процесс с водительского кресла. Например, в Иннополисе уже пару лет как можно покататься на автомобилях «Яндекса» с испытателем на пассажирском месте.
Когда запустим? Основной проблемой запуска полностью роботизированных автомобилей является вопрос ответственности в случае нарушения ПДД или в случае ДТП. Чтобы вписать беспилотники в действующую законодательную базу, предлагается ввести для них специальные тарифы и правила ОСАГО, особые правила дорожного движения и правила технического осмотра.
При этом мы имеем дело с типичной проблемой курицы и яйца: для определения законодательных рамок для беспилотников нужно точно знать, как рассчитывать тарифы ОСАГО, как и кто будет нести ответственность в случае ДТП, какие правила прописать для перевозки пассажиров и грузов, а для этого нужна статистическая база. Но база появится только тогда, когда такие машины начнут полноценно курсировать по улицам городов.
В любом случае, прежде чем выпускать на улицы городов автомобили без водителей, требуется как серьезная законодательная подготовка, так и изменение сознания людей. Что касается технологической проработки проблемы, то борьба между разработчиками решений идет за точность распознавания свыше 99%. То есть с точки зрения развития самой технологии беспилотники — это не будущее, а фактически завтрашний день.
Дмитрий Завьялов, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для сетевого издания Русский Рубеж.