Климатическая повестка стала одним из главных внешнеполитических коньков новой администрации США. Став президентом, Джо Байден практически сразу подписал указ о возвращении Вашингтона в Парижское соглашение по климату, из которого его предшественник Дональд Трамп вывел страну в 2017 году (по его мнению, это соглашение вело к утрате 2,7 млн рабочих мест в США). Но что дальше?

imageСлова или расчет? 22 апреля 2021 года, в Международный день Земли, состоялся саммит по вопросам изменения климата в формате видеоконференции. В нем приняли участие 40 глав государств, включая президента России. На этом саммите Байден объявил о возвращении в соглашение и о готовности США сократить выбросы парниковых газов вдвое к 2030 году, а к 2050-му и вовсе выйти на нулевой уровень загрязнения атмосферы.

«Наш план по чистой энергии создаст миллионы хорошо оплачиваемых рабочих мест, обеспечит международную конкурентоспособность страны, улучшит здоровье и безопасность населения по всей Америке», — заявил глава Белого дома. Насколько полно американский президент сможет выполнить предвыборные обещания? Насколько серьезны эти намерения?

В своих выступлениях Байден неоднократно подтверждал готовность правительства США принять на себя риски инвестирования в отрасли, связанные с зеленой экономикой, такие как электромобилестроение и производство электронных компонентов и полупроводников, которые, по его мнению, должны стать драйверами роста экономики страны. При этом обещанная Байденом поддержка пойдет в дополнение к уже выделенным в 2020 году средствам на помощь пострадавшему от коронавируса бизнесу.

Акцент на авто. В 2020 году на фоне общего упадка производства и продаж автомобилей продажи электрокаров увеличились в США на 4%, а их количество составило 328 тыс. Компания GM презентовала новую модульную платформу EV третьего поколения и обещала, что уже к 2023 году на ней выпустят 22 новых модели под брендами Chevrolet, Buick, Cadillac и GMC. Производитель автобусов Bluebird сообщил о намерении производить 15 тыс. электрических автобусов в год. Ford озвучил планы произвести электрическую версию пикапа F-150, а в феврале 2021 года заявил о том, что к 2026 году все производимые компанией легковые автомобили будут либо полностью электрическими, либо гибридными.

По такому же пути идут и другие американские автомобильные компании. Все они рассчитывают на новый зеленый курс президента Джо Байдена, который, по обещаниям, будет подкреплен многомиллиардным финансированием. Производители полупроводников и других видов электроники также рассчитывают на финансирование из пакета Байдена, который для этой сферы оценивается в 50 млрд долл.

Новые инвестиции и проигравшие. Директор Intel по связям с правительством Джефф Риттенер заявляет, что компания поддерживает новые инвестиции. По его мнению, без государственной поддержки передовых отраслей страна проиграет другим глобальным производителям: сейчас на США приходится 12% мирового производства полупроводников, тогда как несколько лет назад эта доля составляла более 35%.

«Если со стороны государства ничего не будет сделано, этот уровень будет и дальше снижаться», — заявляет Риттенер. Однако пакет мер, продвигаемый президентом США, будет, безусловно, непрост для реализации. Очевидно, что часть компаний выиграет от предлагаемых мер, но будут и проигравшие.

Средства для дотаций будут обеспечиваться за счет повышения корпоративных налогов, сниженных правительством Трампа. Такие меры вызывают противодействие бизнес-сообщества (например, Круглый стол деловых кругов и Торговая палата США уже выступили против повышения корпоративной ставки с 21 до 28%). Другие риски новой государственной политики состоят в том, что высокие государственные траты окажутся малоэффективными.

Что дальше? Ближайшие перспективы новой экономики США пока неопределенные и зависят от многих обстоятельств. В экономическом плане минусы — это огромные государственные расходы при сомнительной экономической эффективности, повышенная вероятность банкротств компаний-аутсайдеров и увеличение налоговой нагрузки. Но нельзя забывать и про политическую составляющую.

Даже в самих США эксперты сразу выразили сомнение по поводу возможности успеха зеленого курса в условиях нынешней политической поляризации в стране. Демократы контролируют лишь половину Сената, и республиканцы, которые преимущественно негативно относятся к зеленой повестке, могут серьезно осложнить законодательные инициативы Байдена по радикальной декарбонизации американской экономики. Будут ли планы реализованы и в какой мере, покажет лишь время.

Наталья Захарова, профессор кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для издания Русский Рубеж (Калининград).