В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами.

История вопроса

Close-up view of the car disc brakes, car disc brakes on the back, disc discs worn during the malfunction of the brake system, with the disc turned on for maintenance.Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики периода, и не зря. Асбест — это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С, а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучше решения вряд ли можно найти.

Правда, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, а вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения — естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом — сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось — да.

О нашем и зарубежном

В мире существует два вида асбеста — хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита — (Na2Fe32+Fe23+) Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно — при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. Хризотиловый асбест добывали на территории СССР. Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O) и обладает устойчивостью к щелочам, а в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени, не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа Д.М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых К. Поланда и Р. Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы».

Тормоз для экономики

Проснувшись в один прекрасный день, европейцы оказались в неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось — до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу.

Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков — запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены, и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью.