В России доля водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) при оформлении ДТП по европротоколу, по итогам января-мая 2017 года составила 32%.
Об этом информационному агентству Rainbow сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
По его данным, доля водителей, оформлявших ДТП с применением европротокола (т.е. без вызова сотрудников полиции), за аналогичный период 2016 года была на уровне 29%.
Число обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) при оформлении ДТП по Европротоколу в России по итогам января-мая 2017 года выросло на 40% относительно аналогичного периода 2016 года.
За 5 месяцев 2017 года Европротокол оформили 208 тыс. автовладельцев. За аналогичный период 2016 года этот показатель равнялся 149 тыс. человек.
Регион
Процент
Алтайский край
10,24%
Астраханская обл
21,79%
Башкортостан Респ
32,75%
Волгоградская обл
48,18%
Воронежская обл
22,97%
Иркутская обл
21,74%
Кемеровская обл
35,16%
Краснодарский край
15,54%
Москва г
33,10%
Московская обл
30,22%
Нижегородская обл
17,78%
Новосибирская обл
22,62%
Приморский край
57,21%
Ростовская обл
41,39%
Саратовская обл
25,55%
Татарстан Респ
12,91%
Челябинская обл
25,49%
ИТОГО
31,86%
Законопроект не запрещает выезд сотрудников ГИБДД
И.Юргенс напомнил, что Минфин подготовил законопроект о совершенствовании оформления европротокола в ОСАГО, он одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. По его словам, документ не отменяет право автовладельца вызвать на место ДТП сотрудника ГИБДД.
«Не должно складываются представление, что предложения по европротоколу отменяют вообще выезд сотрудников ГИБДД на место ДТП. По закону, если повреждено имущество человека, то он имеет право на то, чтобы к месту происшествия приехал сотрудник правоохранительных органов. Да, Правила дорожного движения указывают на то, что надо сообщить в полицию по телефону и действовать в соответствии суказаниями сотрудника полиции, но однозначного запрета на выезд не вводится. Другое дело – автовладельцу может быть выписан штраф за то, что он не освободил проезжую часть, хотя обязан это сделать, если движению других автомобилей создается препятствие», — сказал И.Юргенс.
Кроме того, поправки не отменяют действующей нормы о том, что оба участника ДТП после оформления его по процедуре европротокола должны направить свой экземпляр заполненного извещения в свою страховую компанию. Кроме того, страховщик вправе потребовать, чтобы оба участника ДТП представили свои автомобили для проведения осмотра. Если в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования потерпевший не сделал этого, то страховщик вернет ему заявление о страховом возмещении без рассмотрения. А если виновник ДТП не направил свой экземпляр извещения или не представил по требованию страховщика свой автомобиль на осмотр, то страховщик получает право требования к виновнику в размере страхового возмещения (так называемое регрессное требование), и страховщики все шире пользуются этим правом.
По словам И.Юргенса, предложенная законопроектом отмена условия об обязательном отсутствии разногласий относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений приведет к тому, что страховые компании просто не смогут урегулировать случай.
«Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника ДТП будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что маневр перестроения при продольном столкновении совершил другой автомобиль», — пояснил он
Учитывая крайне негативную судебную практику, страховщики при наличии таких противоречивых показаний не смогут установить степень вины каждого из участников ДТП, и в этом случае закон об ОСАГО предписывает платить каждому участнику ДТП по 50%. Это приведет к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объеме, а виновники ДТП будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию – защита имущественных интересов потерпевших.
«Поэтому считаем, что необходимо в спорных ситуациях (когда у участников есть разногласия относительно обстоятельств ДТП) обязательно сообщать об этом в полицию и добиваться фиксации всех обстоятельств сотрудников ГИБДД и проведения административного расследования», — добавил И.Юргенс.
При этом он напомнил, что согласно правилам дорожного движения, если есть разногласия между участниками ДТП не обязательно требовать приезда ГИБДД, получив от них согласие можно приехать на ближайший пункт ДПС.
Повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей, предложенное проектом поправок, приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. В настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются лимитом 50 тыс. рублей, поэтому большинству добросовестных граждан не требуется такое изменение лимита. «ОСАГО – очень убыточный вид страхования из-за деятельности криминальных автоюристов. А повышение лимита лишь спровоцирует всплеск мошенничества, именно они воспользуются такой возможностью. В результате предложенные изменения пойдут на пользу не потребителю, на благо мошенникам», — отметил И.Юргенс.
Президент страхового союза также пояснил, что в проекте поправок есть норма о том, что фиксация обстоятельств ДТП возможна одним из способов: техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, зафиксированную с применением навигационных спутниковых технологий, или иными устройствами, например, смартфонами, оснащенными специальным программным обеспечением (мобильным приложением), с помощью которого производится фотосъемка автомобилей и их повреждений на месте ДТП.
«Применение только одного из этих способов не позволит достоверно установить все обстоятельства страхового случая, все повреждения транспортных средств и зафиксировать иную информацию, необходимую страховщику для рассмотрения страхового случая. Например, если участники ДТП зафиксируют обстоятельства ДТП только с помощью фотосъемки ТС после ДТП, то не исключается риск мошенничества, риск искажения информации о месте совершения ДТП и т.д. Поэтому предлагаем установить, что для выполнения требований по «безлимитному европротоколу» обстоятельства ДТП должны фиксироваться обоими способами», — добавил он.
И.Юргенс отметил, что страховое сообщество выступает за естественное развитие европротокла в стране. «Не надо загонять людей плеткой оформлять европротокол, используя для этого административные механизмы и усугубляя ситуацию с убыточностью в ОСАГО. То, что сейчас оформляется треть случаев по этой процедуре, является неплохим показателем», — подчеркнул он.