В России с 20 октября вступил в силу новый регламент работы ДПС, в соответствии с которым сотрудники ГИБДД больше не выдают справки об аварии (форма № 154). Данное нововведение не повлияет на процедуру выплаты возмещения по ОСАГО.
Как отмечают эксперты, ажиотаж, связанный с данными изменениями, был не преждевременным, так как отмена справки о ДТП вовсе не означает отмену оформления происшествия и получения выплат по нему в рамках договора ОСАГО.
«В первую очередь страховщики руководствуются Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» N 40-ФЗ. В нем четко указано, что «для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции». То есть документов, которые оформляет сотрудник полиции, будет достаточно. Важно, проследить, чтобы сотрудник ГИБДД подробно описал все обстоятельства происшествия в выдаваемых вам документах», — поясняет Сергей Смирнов, юрист, автоэксперт.
Напомним, что на месте ДТП (или в ближайшем пункте ГИБДД) выдаются следующие документы для предоставления в страховую компанию:
· Если виновник ДТП определен на месте, то копию постановления по делу об административном правонарушении согласно КоАП,
· Если инспектор ГИБДД отправляет в группу разбора (виновник не определен на месте ДТП), то копию протокола и постановления;
· Если дело было прекращено (или штраф за нарушение ПДД в вашей ситуации не предусмотрен»), то копию «Определения о прекращении производства по делу об административном правонарушении».
Также участникам аварии необходимо заполнить извещение о ДТП.
Вся информация о потерпевших, о транспортных средствах, их повреждениях, полисах ОСАГО, будет вноситься в протокол об административном правонарушении. При нехватке места на подробное описания обстоятельств ДТП, инспектор может указать эти сведения в виде приложения к документу. Оно может быть оформлено в свободной форме на любом бумажном носителе, заверено подписью и печатью.
«Если повреждения автомобилей были незначительными, и кроме них больше никто и ничто не пострадало, то можно не вызывать сотрудников ГИБДД и оформить европротокол. К нему, как и ранее, никакие дополнительные документы не нужны», — рекомендует Сергей Смирнов.
В свою очередь РСА в ближайшее время готовится внести изменения в правила профессиональной деятельности, которые позволят не настаивать на соблюдении формальностей по предоставлению отмененных справок.
«Мы переговорили с пятью-шестью крупнейшими компаниями, мнение страховщиков однозначное: просто отказывать формально нельзя. Но рынок очень большой — 65 страховщиков, со всеми договориться за один день мы не можем. Я допускаю, что будут факты отказов на формальном основании. Но это недальновидный подход: клиент пойдет в суд, где автоюристы раздевают страховщика по полной программе», — рассказал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов