Итоговое заключение по результатам мониторинга правоприменения

imageВ соответствии с Законом Калининградской области от 10.06.2014 г. № 326 «О мониторинге правоприменения в Калининградской области», руководствуясь постановлением Калининградской областной Думы от 25.09.2014 г. № 261 «О порядке проведения мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области» и в соответствии с планом мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области на 2017 год, утвержденным постановлением Калининградской областной Думы от 15.12.2016 г. № 234, постоянным комитетом областной Думы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и Регламенту проведен мониторинг правоприменения Закона Калининградской области от 07.03.2006 г. № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» (далее по тексту — Закона области № 730).

Закон области № 730 определяет особенности организации местного самоуправления на территории Калининградской области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, прокомментировали в Калининграде сегодня, 15 декабря 2017 года, собкору в пресс-службе облдумы.

Закон принят в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственно-правовым управлением Калининградской областной Думы проведен анализ Закона области № 730 на предмет наличия норм, требующих приведения в соответствие с федеральным законодательством; недостатков юридико — технического характера; коррупциогенных факторов; а также судебной практики в сфере правового регулирования соответствующих отношений.

По результатам проведенного анализа выявлены отдельные положения Закона области № 730, требующие дополнения с учетом действующего федерального законодательства.

Так, действующей редакцией статьи 4-3 Закона области регулируются вопросы, связанные с предоставлением лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В связи с принятием Федерального закона от 03.04.2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» уточнен ряд ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.

В частности, предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 4-3 Закона области № 730 требуют уточнения с учетом вышеуказанных изменений федерального законодательства.

В этой связи Правительство Калининградской области разработало проект Закона Калининградской области «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений». Данный законопроект был рассмотрен и рекомендован к принятию в первом чтении на заседании постоянного комитета областной Думы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и Регламенту (протокол № 22 от 13.11.2017 г.).

Коррупциогенных факторов по результатам мониторинга не выявлено.

Также была проведена проверка соответствия Закона области № 730 выводам высших судов Российской Федерации (по аналогии с законодательными актами других субъектов Российской Федерации). По итогам изучения судебной практики несоответствия Закона области № 730 федеральному законодательству не выявлено.

Анализ правоприменительной практики Закона области № 730 муниципальными образованиями Калининградской области установил следующее.

В соответствии со статьей 4-2 Закона области № 730 орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий функции по проведению единой государственной политики в сфере содействия развитию местного самоуправления, устанавливает содержание текстовой части докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.

Однако, как отмечает Правдинский городской округ, далеко не все критерии объективно оценивают эффективность работы органов местного самоуправления, поскольку на некоторые из них большое влияние оказывают внешние факторы. Например, такой показатель, как «Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс.человек населения», не зависит напрямую от объема выделяемых органами местного самоуправления бюджетных средств. Также проблемным вопросом является недостаточная наполняемость местных бюджетов, что сказывается на эффективности деятельности органов местного самоуправления.

На недостаточность финансовых средств на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения указывают и другие муниципальные образования (Озерский городской округ, Багратионовский городской округ). Однако в целом правоприменение положений Закона области № 730 в муниципальных образованиях Калининградской области замечаний не вызывает.

На основании вышеизложенного, по результатам мониторинга Постоянному комитету областной Думы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и Регламенту РЕКОМЕНДОВАНО:

1. Разработать проект закона Калининградской области «О внесении изменений в Закон Калининградской области от 07.03.2006 г. № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» с целью приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством.

2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Калининградской областной Думы в первом полугодии 2018 года.