— В России с 28 апреля 2017 года вступили в силу новые поправки к закону об ОСАГО, но это не значит, что 29 апреля у нас у всех, имеющих отношение к «автогражданке», начнется новая жизнь.
Приоритет натурального возмещения распространяется только на вновь заключаемые договоры ОСАГО, по всем остальным — действуют прежние правила: автовладелец самостоятельно может выбрать способ возмещения ущерба, и без проблем получить денежную компенсацию. Таким образом, в ближайшие 6-8 месяцев закон об ОСАГО будет работать в прежнем режиме.
С одной стороны, поэтапная реализация закона хороша тем, что можно будет постепенно отработать и проработать различные законодательные лакуны, которые предполагают вариативность при их реализации (расстояние до СТО, ограничения по возрасту автомобиля, которое собираются установить некоторые сервисы, сроки и гарантия на ремонт). Также необходимо заключить дополнительные соглашения на ремонтные работы по договорам ОСАГО, а для этого — оценить качество и скорость ремонта на станциях техобслуживания. Однако, чтобы система восстановительного ремонта заработала в полной мере понадобится «обкатка» не менее двух-трех лет. За это время точно будут преодолены «болезни роста» (отработана схема взаимодействия между страхователем-страховщиком-СТО, осуществлена «выбраковка» сервисов), в том числе и путем осуществления практики дополнительного НПА.
С другой стороны, главная цель закона – увеличить доступность полисов ОСАГО за счет сокращения деятельности «криминальных» автоюристов – не может быть достигнута в полной мере. Идя на неучёт износа, страховые компании полагали, что данные траты будут компенсированы за счет снижения судебных издержек и скидок от СТО за поток клиентов. Но те высокие требования и излишняя детализация, которые вошли в итоговую версию закона, почти полностью нивелируют эффект от установленного приоритета восстановительного ремонта. В 60-70% случаев, даже после того, как все автовладельцы приобретут новые полисы ОСАГО, возмещение ущерба по ДТП будет осуществляться посредством денежной компенсации.
Во-первых, потому, что уже сегодня сервисы говорят об ограничении возраста автомобиля для восстановительного ремонта. И страховщики с ними солидарны. Данную позицию легко понять: никто не должен отвечать за качество ремонта автомобиля, «срок годности» которого уже давно вышел. А если не должен, значит, будет денежная выплата с учетом износа. Тем не менее, страховщики обещают найти СТО и для разновозрастных автомобилей. Во-вторых, вопрос с новыми деталями – для крупных городов – это не проблема, зато в регионах – это слабая сторона (их могут уже не выпускать, срок доставки может быть больше 30 дней, что не позволит страховщикам уложиться в обозначенные законом сроки). Это опять денежная выплата. В-третьих, при жалобах на качество ремонта (двух и более в течение года), ЦБ РФ может лишить страховую компанию права на восстановительный ремонт по полисам ОСАГО, оставив только денежное возмещение. А, значит, «криминальные» автоюристы остаются в силе.
В законе, в целом, предположена правильная формула (вернее, даже формулы) взаимодействия между страхователем, страховщиком и СТО. Отмечу, что поправки в закон об ОСАГО в том виде, в котором они были предложены изначально страховщиками, в последующем претерпели серьезные изменения.
Относительно причин доработок в закон об ОСАГО, в первую очередь, я бы назвал желание регулятора найти компромиссное решение, учитывая широкий общественный резонанс, вызванный законопроектом. Кроме того, нельзя не учитывать и то «общественное» давление, которое на себе испытывало страховое сообщество, инициировавшее принятие поправок в закон об ОСАГО.
Думаю, что данная редакция закона об ОСАГО – «пристрелочная». Что в нее надо будет привнести – мы увидим не ранее, чем через 8-12 месяцев.
Андрей Кинякин, специально для сетевого социально-экономического журнала Панорама.