5 декабря 2019 года на площадке ВДНХ прошёл V Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» под эгидой Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
В событии приняли участие около 2000 человек — представители федеральных и региональных органов власти, объединений работодателей, профсоюзов, советов по профессиональным квалификациям, крупнейших компаний, профессиональных сообществ, научных, образовательных и экспертных организаций из большинства регионов России, а также зарубежные гости. Приветствие участникам и гостям мероприятия направил Президент России Владимир Путин.
«Важно не останавливаться на достигнутом, обновлять инфраструктуру национальной системы квалификации, учитывать растущие потребности в подтверждении профессиональных компетенций со стороны работодателей и работников, вчерашних студентов и людей старшего поколения, иностранных специалистов. Распространять лучший опыт в регионах», — отметил Президент, а также выразил уверенность в плодотворной работе всех участников Форума на самом высоком экспертном уровне.
На площадке Форума обсуждались стратегические направления развития национальной системы квалификаций. По итогам этого обсуждения проект стратегии развития национальной системы квалификаций до 2030 года будет направлен Президенту Российской Федерации.
Согласно программе дня состоялись три ключевые сессии: «Рынок труда: от настоящего к будущему», «Признание квалификаций: от обособленности к единой платформе», «Образование в национальной системе квалификаций». Также прошли заседание Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и торжественное награждение победителей конкурса журналистов СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций в отражении российских СМИ» и победителей конкурса «Лучший центр оценки квалификации».
Модераторами ключевых и пленарной сессий Форума выступили Председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Президент РСПП Александр Шохин, заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ, председатель Российского общества «Знание», председатель СПК в сфере образования Любовь Духанина, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, депутат Мосгордумы, председатель СПК ЖКХ Александр Козлов.
Открывая первую ключевую сессию, ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, профессор, доктор технических наук Александров Анатолий Александрович озвучил, что цифровые технологии резко повысили производительность труда. «Именно поэтому они получили такое распространение сегодня. А в будущем мы сможем создавать технологии невиданной сегодня эффективности. Но создавать их всегда будут люди», — подчеркнул Анатолий Александрович.
Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Чернейко Дмитрий Семёнович рассказал об уровнях дефицита квалифицированных кадров, освещая необходимые шаги по преодолению дефицита кадров и формирование опережающих моделей обучения.
Также в контексте работы над профессиональными стандартами высказался Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Мурычев Александр Васильевич, особенно акцентируя внимание на специалистах в области финансовых технологий.
Во второй ключевой сессии Андрей Геннадьевич Свинаренко остро поднял тему неспособности системы профессионального образования отвечать на требования бизнеса и работодателя. «Более эффективно — использование программ дополнительного образования, жёстко привязанным к требованиям профессиональных стандартов», — заявил Андрей Геннадьевич.
О деталях создания единой цифровой платформы оценки квалификации, вектор на которую был взят ещё на Форуме 2018 года, рассказал вице-президент ООР «Российского союза промышленников и предпринимателей», член Совета НСПК Фёдор Тимофеевич Прокопов. «Система квалификации в РФ представлена ограниченным, но большим набором институтов. И формы подтверждения квалификаций тоже сложились разнообразные. Задача состоит в том, чтобы попытаться найти нечто общее и добиться синхронизации требований. То есть выстроить безбарьерную среду для приобретения квалификации, повышения квалификации и признания квалификации работников».
В рамках третьей ключевой сессии, вызвавшей наибольший интерес у участников, спикеры обратились к таким темам как: правление содержанием профессионального образования, инструменты совершенствования квалификации педагогов, совершенствование структуры подготовки кадров, национальная система квалификаций как конструктор карьеры и опыт интеграции профессионального экзамена и государственной итоговой аттестации.
«Образование — самая острая сфера, в отношении которой возникает целый ряд споров, вопросов, обсуждений», — прокомментировала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Александровна Боровская. «Мне очень хочется, чтобы наше профессиональное сообщество специалистов, работающих в сфере преподавания и подготовки образовательных программ, действительно могло продемонстрировать вызовам экономики и индустрии себя с сильной, профессиональной и квалификационно сориентированной стороны».
В заключение пленарной сессии на один из ключевых вопросов о вариантах механизма для слаженной работы исполнителя образовательных услуг при составлении и реализации образовательных программ с непосредственными заказчиками услуг отвечала заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Николаевна Духанина.
«Механизм независимой оценки является оптимальным вариантом», — отметила Любовь Николаевна и указала на реальный запрос обучающихся как на рабочий инструмент, с которым следует вести дальнейшую работу. «Система образования действительно активна. Очень важно, чтобы результаты реально соответствовали запросу молодого человека и запросу работодателя».
Данные предоставлены Российским обществом «Знание», ссылка на публикацию — https://www.znanierussia.ru/news/Pages/201912/natsionalnaya-sistema.aspx