В России сохраняется значительная дифференциация в ежемесячной плате за осуществление присмотра и ухода за детьми в государственных (муниципальных) и частных детских садах. При этом расхождение объясняется отнюдь не разницей в качестве услуг.
Об этом в Москве сегодня, 1 августа 2017 года, сетевому социально-экономическому журналу Панорама сообщили Институты образования НИУ ВШЭ на основе мониторинга экономики образования в 2016 году.
Как заявлено, ежемесячная плата за осуществление присмотра и ухода за детьми в государственных (муниципальных) и частных детских садах различается практически в 5 раз (в 2014 г. – в 7 раз). Меры по выравниванию условий оплаты характеризуются увеличением ежемесячной родительской платы в государственных (муниципальных) детских садах на 16,5% относительно 2015 г. и снижением оплаты в частных детских садах на 9,5%, однако пока изменения не приносят результатов. Все это ставит родителей в неравные условия: столь значимое расхождение объясняется вовсе не разницей в качестве услуг по присмотру и уходу, а разными условиями функционирования государственных (муниципальных) и частных детских садов, неравным доступом к бюджетным ресурсам и высокими расходами, в первую очередь – на оплату аренды в частном секторе дошкольного образования.
Из года в год родители стараются снизить сопутствующие дополнительные расходы, связанные с посещением дошкольной организации. В государственном (муниципальном) секторе дошкольного образования снижение составило 6% относительно 2015 г., в частном секторе – 10%. Чаще всего дополнительные расходы в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организациях направляются на закупку книг или игрушек (23%), подарки воспитателям (15%), ремонт помещений, оборудования спортивных сооружений (14%), охрану детского сада (7%).
В частных детских садах дополнительные расходы чаще всего направляются на подарки воспитателям (15%) и закупку книг или игрушек (8%). Родители, чьи дети посещают частные детские сады, намного реже вносят дополнительные средства на нужды дошкольной организации, чем родители детей из государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций.
В опросе приняли участие 1849 родителей, из них 1549 – родители дошкольников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций и 300 респондентов – частных (негосударственных) детских садов. В каждой дошкольной организации соблюдалось равное соотношение воспитанников по возрастным группам, начиная с 3-летнего возраста до 7 лет.