К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании Пенсионные и Актуарные Консультации (ПиАК) и Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), представившие очередной выпуск ежегодного обзора «Пенсионные накопления России. Итоги 2016 г. и промежуточные результаты 2017 г.».
Уникальной и отличительной чертой данного исследования является анализ начисленной доходности пенсионных инвесторов (НПФ, ВЭБ и ЧУК) на индивидуальные счета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
Как отмечается в обзоре, несмотря на мораторий на формирование новых взносов на накопительную пенсию, вызванный сложной социально-экономической ситуацией и проблемами с бюджетной стабильностью, обязательная накопительная составляющая национальной пенсионной системы продолжает активно развиваться. На конец 2016 г. пенсионные накопления были сформированы почти у каждого второго россиянина (77,1 млн чел.), а объем пенсионных накоплений оценивается в 4,2 трлн ₽ или 4,8% ВВП и продолжает увеличиваться. Новым этапом эволюции может стать внедрение разрабатываемого Банком России и Министерством финансов Российской Федерации индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
При этом особую роль и сейчас и в случае введения ИПК авторы отводят негосударственным пенсионным фондам (НПФ), привлекающим ежегодно миллионы новых застрахованных лиц. По итогам переходной кампании 2016 г. будущую накопительную пенсию негосударственным фондам доверили 4,7 млн новых застрахованных лиц – на 0,6 млн чел. больше, чем в предыдущей кампании, что довело общую клиентскую базу НПФ до 34,4 млн чел., а объем привлеченных пенсионных накоплений до 2,4 трлн ₽ (2,8% ВВП).
Как отмечают аналитики, активность и НПФ, и застрахованных лиц формирует запрос на новации, в т.ч. в регулировании досрочного изменения страховщика, в изменении условий вознаграждения и развитии ответственности НПФ за результат, в раскрытии информации об инвестиционной деятельности, а также в развитии национального фондового рынка – инструмента для обеспечения эффективности инвестирования пенсионных накоплений.
Вместе с тем, по мнению авторов обзора, основным итогом 2016 г., стали инвестиционные результаты. Причем именно доходность пенсионных накоплений в очередной раз доказала эффективность наличия обязательной накопительной компоненты в составе единой системы обязательного пенсионного страхования. На фоне инфляции 5,39% за 2016 г. начисленная на счета застрахованных лиц средняя годовая доходность НПФ составила 9,44%.
Результаты 2016 г. в значительной мере отражают способность пенсионных инвесторов эффективно использовать возможности национального фондового рынка в условиях жестких законодательных ограничений. Также итоги минувшего года показали потенциал роста инвестиционной эффективности НПФ для их клиентов и национальной экономики.
Мораторий на формирование новых взносов на накопительную пенсию, принятый в 2014 г. естественно заморозил развитие пенсионной индустрии в России, но не остановил его.
Несмотря на то, что сложная социально-экономическая ситуация и проблемы с бюджетной стабильностью в стране сохраняются и вероятность снятия моратория с каждым годом все более призрачна, есть все основания полагать, что для индустрии пенсионных будет найден новый путь эволюции. Им может оказаться разрабатываемый Банком России и Минфином России пенсионный продукт под названием «Индивидуальный пенсионный капитал» (ИПК) Аналогичные пенсионные продукты присутствуют в Великобритании, Италии, Новой Зеландии, вводятся в Польше и Турции.
Но пока Правительство не приняло окончательного решения о дальнейшем развитии рынка пенсионных услуг, он тем не менее продолжает оставаться ключевым для отрасли коллективных инвестиций и доверительного управления. Совокупный объем пенсионных накоплений по итогам завершившейся кампании 2016 г. составил 4,2 трлн ₽ по балансовой стоимости (сопоставимо с 4,8% ВВП), в т.ч. в негосударственных пенсионных фондах – 2,4 трлн ₽ (2,8% ВВП). Причем именно НПФ являются локомотивом развития рынка пенсионных услуг: ежегодно привлекают миллионы новых застрахованных лиц из государственного ПФР и постоянно стимулируют регуляторные новации.
По итогам переходной кампании 2016 г. НПФ привлекли к себе 4,7 млн новых застрахованных лиц, увеличив результаты предыдущей кампании на 0,6 млн чел. Столь значительный переток клиентов сопровождался сокращением переходов между самими НПФ (почти в 2 раза с 3,1 млн до 1.7 млн чел.). Причем половину договоров с новыми НПФ обеспечили переходы в квазигосударственные фонды. В связи с наличием менее 20 активных игроков на рынке в виде крупнейших групп и отдельных фондов, укрупнение активное укрупнение отдельных фондов было отмечено Счетной Палатой как влекущее к возникновению нового монопольного положения.
На протяжении 2016 г. и незавершившегося 2017 г. участниками рынка и регулятором в лице Банка России были обозначены многочисленные направления в совершенствовании законодательства, в т.ч. для защиты интересов застрахованных лиц в связи с досрочной сменой страховщика и в области инвестирования и управления рисками. Но основными итогами 2016 г. стали конечно же инвестиционные результаты пенсионных инвесторов.
Несмотря на продолжающееся опережение инфляции накопленной с 2009 г. доходностью НПФ и ЧУК, средние уровни доходности, как ничто иное, показали особенности текущих условий развития обязательного накопительного пенсионного компонента, диверсифицируя риски страховой (распределительной) пенсионной системы. Причем с каждым годом сравнение доходности пенсионных инвесторов с инфляцией все больше становится все менее актуальным. Изменение ИПЦ с одной стороны является производным от действий Правительства, представитель которого – Минфин России является эмитентом значимой части активов, приобретенных на пенсионные средства – облигаций федерального займа, а с другой – представляет собой результат действий Банка России, стремящегося, в т.ч. через регулирование процентных ставок, к снижению темпов инфляции до 4% в год. При этом, ЦБ осуществляет регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов (но не ПФР и не УК).
Более обоснованным представляется сравнение с пенсионными индексами Московской биржи, являющиеся своего рода «лакмусовой бумагой» для проверки результатов пенсионных инвесторов на использование имеющихся на фондовом рынке возможностей. В целом пенсионные фонды обеспечили доходность, близкую к консервативному пенсионному индексу: 9,44%, прирост которого в 2016 г. составил 10,83%. Ретроспектива иллюстрирует снижение аппетита НПФ к риску в пользу обеспечения безубыточности под влиянием регуляторных действий, а также ограниченности и неустойчивости самого фондового рынка. Развитие основного для пенсионных инвесторов облигационного рынка в последние годы сопровождался внутренним сжатием (сокращением числа эмитентов, ценные бумаги которых разрешены для приобретения на средства пенсионных накоплений), а также усилением роли нефтегазового сектора на фоне ограничений инвестирования пенсионных средств в банковский сектор, концессионные проекты и высокорисковые активы (связанные стороны, сегмент высокотехнологичных эмитентов и т.д.). При этом инвестиции из средств пенсионных накоплений в рынок корпоративных облигаций по-прежнему сохраняется на уровне в 20% его капитализации, а в рынок федеральных облигаций – в 14%.
Реформа рейтинговой отрасли и отсутствие прорыва в качественном развитии биржевого рынка (в части количества и диверсификации по отраслям эмитентов высшего котировального списка) пока еще сковывают возможности в первую очередь негосударственных пенсионных фондов по повышению инвестиционной результативности и снижают эффективность использования ими пенсионных средств для национальной экономики. Одновременно с усилением роли нефтегазового сектора облигационного рынка естественным образом усиливаются риски всей накопительной системы от национальных рисков.
Предстоящими этапами в развитии накопительного пенсионного компонента (помимо возможного введения ИПК) должны стать:
1) Решение проблемы с досрочными переходами между страховщиками, что снизит риски устойчивости клиентской базы и ликвидности инвестиционного портфеля, а значит повысит долгосрочность пенсионных инвестиций и спрос на их доходность.
2) Включение в систему вознаграждения НПФ комиссии за управление активами взамен исключения из процедуры распределения полученного инвестиционного дохода нанятых ими управляющих компаний и специализированных депозитариев, что сократит риски операционной устойчивости НПФ и также повысит аппетит к риску и долгосрочность инвестиций.
3) Введение регуляторного стресс-тестирования НПФ, фидуциарной ответственности (положения о нормах клиентоориентированного инвестирования), что повысить прозрачность инвестиционной деятельности фондов
Более органично развиваться рынку пенсионных услуг позволили бы также: либерализация зарубежного инвестирования для осуществления контрцикличной стратегии, т.е. борьбы с национальными рисками (в т.ч. бюджетными, демографическими и экономическими), насыщение высших котировальных списков Московской биржи ценными бумагами новых эмитентов (к примеру, в результате приватизации, подобно случаю с Алроса), контролируемому снятию барьеров на инвестирование в инфраструктурные и высокотехнологичные проекты.