На повестке дня — социальная идентичность молодежи

В Калининграде в БФУ имени Канта в рамках форума «Траектория роста» 9 декабря прошел круглый стол на тему: «Социальная идентичность молодежи Калининградской области».

imageУчаствовали специалисты университета, представители молодежной парламентской ассамблеи при Калининградской областной думе, сотрудники агентства по делам молодежи Калининградской области, главы муниципальных образований.

В начале мероприятия был представлен результат опроса, проведенного социологической лабораторией анализа, моделирования и прогнозирования (подразделение БФУ им. И. Канта, ведущее фундаментальные и прикладные исследования социальных, экономических, политических и демографических процессов).

По словам старшего лаборанта Юлии Брижак, с целью выяснить общественно-политические настроения молодежи Калининградской области было опрошено около полутора тысяч жителей региона в возрасте от 16-ти до 35-ти лет, прокомментировали в Калининграде сегодня, 12 декабря 2017 года, собкору в БФУ.

В частности, выяснилось, что большинство опрошенных оценивают ситуацию в области как удовлетворительную и никаких изменений в своей жизни в течение следующего года не предвидят.

Около четверти респондентов выразили уверенность в том, что дела у них пойдут в гору, и лишь 16% ничего хорошего от ближайшего будущего не ждут.

Что касается проблем, которые волнуют молодых людей, то лидирующие позиции занимает социально-экономический блок. Например, низкий уровень доходов населения, высокие цены на продукты и товары, рост тарифов на услуги ЖКХ.

Также многие опрошенные выразили обеспокоенность доступностью качественной медицинской помощи и угрозой безработицы.

Вместе с тем респонденты продемонстрировали довольно высокий уровень доверия к президенту страны Владимиру Путину (суммарная доля доверяющих – 74,3%) и губернатору региона Антону Алиханову (61,4%). Остальные респонденты либо выразили недоверие, либо затруднились ответить.

Исследования показали, что молодежь в целом доверяет и основным общественно-политическом институтам: в наибольшей степени — вооруженным силам, церкви, университетам и государственным организациям. Опрос показал, что главным источником информации для молодежи является их близкое окружение — родители, родственники, друзья, знакомые. Этим же источникам она и доверяет в наибольшей степени.

А вот СМИ — телевидение, радио, газеты, интернет-порталы — большим авторитетом у опрошенных не пользуются.

При этом 100 % респондентов оказались зарегистрированными в социальной сети ВКонтакте. Также большой популярностью в качестве средства для общения среди молодежи пользуется Facebook и Viber.

Примерно одна пятая часть опрошенных заявила о желании после окончания университета открыть собственный бизнес.

10 % видят себя сотрудниками крупной сетевой коммерческой компании, 9,5 % — работниками международных корпораций, 9,1 % — хотят связать жизнь с государственными и муниципальными структурами.

Примечательно, что больше половины опрошенных считают, что им удастся добиться всех поставленных целей. И только 17 % сомневаются в этом. Большая часть респондентов считает, что достижение поставленных целей зависит от их собственных усилий. Однако немало и тех, кто уверен, что успех в большей степени связан с внешними обстоятельствами. Многие при этом считают, что современное общество устроено несправедливо.

Однако на политическую активность это практически не влияет – большинство (почти 70 %) не готовы принимать участие ни в каких общественно-политических акциях.

Важным итогом исследований стала и констатация того, что почти все молодые люди видят Калининградскую область в составе Российской Федерации и никак иначе, причем наибольшее число поддерживает именно статус области РФ с правами ОЭЗ.

По словам начальника отдела поддержки молодежных инициатив агентства по делам молодежи Калининградской области Анны Высоцкой, в объективности результатов опроса не приходится сомневаться:

«Мы делали подобные исследования и пришли примерно к таким же выводам. Теперь мы, имея на руках эти данные, должны думать над тем, как скорректировать свою работу с молодежью, сделать её более эффективной».

В ходе дискуссии было высказано много различных мнений и предложений.

В частности, глава Светлогорского района Владимир Бондаренко отметил, что было бы интересно посмотреть, как недовольство социально-экономическим положением в регионе связано с материальным положением опрашиваемого и каким образом результаты разнятся в зависимости от районов области. Ведь одно дело восток региона и совсем другое — прибрежные территории и собственно областной центр.

По мнению проректора БФУ им. И. Канта по социальным коммуникациям Ефима Фидри, опрос показал, что молодежь Калининградской области настроена в целом позитивно и конструктивно. Она с оптимизмом смотрит в будущее и склонна доверять государственным институтам и первым лицам государства и области – то есть тем людям, которые персонифицируют власть.

«Вместе с тем, часть опрошенных недовольны экономической ситуацией и социальной несправедливостью, что требует нашего пристального внимания. Ведь это означает, что не все молодые люди видят возможности для реализации. И задача власти — тех, кто формирует молодежную политику, – состоит в том, чтобы помочь молодежи найти социальные лифты и увидеть возможности для развития своего потенциала», — отметил он.

Ефим Фидря также добавил, что социологические исследования продолжатся. При этом некоторые вопросы, а может быть, и блоки вопросов будут более конкретными. В частности, любопытно будет выяснить, в чем именно, по мнению молодых жителей области, проявляется социальная несправедливость, которая вызывает у них озабоченность.