В России люди скоро смогут без особых проблем прописываться на своих дачах.
Такую возможность открывает готовящийся ко второму чтению в Государственной Думе законопроект о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве, разработанный Минэкономразвития.
Заместитель секретаря Общественной палаты РФ Лидия Михеева прокомментировала сетевому социально-экономическому журналу Панорама:
— Законопроект порождает целый ряд интересных вопросов, которые нужно поднимать и освещать. Мы запросим актуальный текст проекта в соответствующем комитете Госдумы, дабы убедиться в том, что закон не нарушит интересы граждан. Здесь есть несколько подводных камней, и вопрос прописки на садовом участке – самый незначительный из них.
Законопроект фактически окончательно закрепляет право на землю в границах всего садоводческого участка за товариществом, что создает массу проблем в случаях плохого управления внутри этого товарищества, если его председатель или иное должностное лицо допускает злоупотребления, им израсходованы все взносы, и т.д. Поэтому для нас главный вопрос – нельзя ли обойтись вообще без юридического лица для того, чтобы входить в коллектив садоводов? Ведь если собственники земельных участков не будут создавать юридическое лицо, то общие дороги и иное общее имущество будут находиться в общей собственности всех садоводов. Такая модель может быть для них гораздо приятнее, чем модель регистрации юридического лица – во всяком случае, удобнее.
А отсюда вытекает множество других вопросов: если ты собственник земельного участка, если вы все обладаете правом собственности на общую землю, то, в принципе, вы можете по своему усмотрению решать вопросы застройки. Единственное ограничение, вероятно, сводится к тому, что нельзя возводить строения предпринимательского назначения на участках, которые для этого не предназначены.
По сути дела, Минэкономразвития хочет, наверное, амнистировать тех, кто уже возвел вместо времянок капитальные жилые строения, и разрешить им регистрацию по месту жительства в этих домах. Она уже давно разрешена Конституционным судом, а Минэкономразвития просто предлагает прописать это напрямую в законе, и это стирает юридическую грань между обычным капитальным домом и дачным домиком. Может быть, это и хорошо, и давно можно было это сделать: гражданам не так важно, как называется строение, которое они возвели; гораздо важнее для них, за сколько его можно продать, и если дачный домик с пропиской можно продать дороже, то это не так уж и плохо.
Однако, повторюсь, для нас главный вопрос – в праве собственности на землю и в том, как будет осуществляться управление в садовых и дачных коллективах.
Первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов:
— К закону, регламентирующему жизнь дачников и огородников, было достаточно много замечаний и предложений, в том числе от Общественной палаты РФ. Мы ждем от Госдумы во втором чтении принятия наших инициатив.
Тот режим, который предлагается сегодня владельцам садовых и огородных участков, это скорее режим юридической и технической форм, чем приносящий реальные результаты для дачников и огородников.
Если мы говорим о вопросе регистрации на дачных участках, то она может иметь более облегченный порядок. С другой стороны, на сегодняшний день регистрация как фиксация места преимущественного проживания обсуждается, в том числе, как элемент налогового резидентства.
Считаю, было бы вполне оправдано считать гражданина живущим там, где он платит налоги и зарабатывает деньги на жизнь. Однако концептуально, возможно, здесь все еще и поменяется в среднесрочной перспективе на период пять-десять лет.
Остается открытым вопрос, насколько предложенная ситуация облегчит жизнь тех или иных категорий граждан, которые заинтересованы в регистрации.
Что касается различных видов строительства, совершенно понятно, что на территории садовых и огородных участков не должны возводиться многоквартирные дома и строения, не отвечающие самим задачам этого статуса земли. Совершенно понятно, что ситуация, когда осуществлялись некие постройки на землях дачных кооперативов, а потом продавались в качестве долей с правом по схеме многоквартирных домов, неприемлема. По этому поводу никаких других решений от закона не ожидается.