Управление Роспотребнадзора нацелено на риск-ориентированный подход при проверках

В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 21 ноября 2018 года, собкору прокомментировали

оimageсуществление риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности этого ведомства:

— Риск-ориентированный подход предполагает снижение количества государственных проверок в сферах, где риск нарушений меньше, тем самым уменьшая административную нагрузку на добросовестные предприятия.

Необходимость применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) закреплена статьей 8.1 Федерального закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 утверждены Правила, которые устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска имеет целью повышение степени защищенности здоровья населения через концентрацию усилий на объектах с потенциально высоким уровнем причинения вреда здоровью человека, дифференциацию периодичности, форм и объема лабораторного сопровождения планового контроля (надзора).

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска, которые устанавливаются в соответствии с «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Категория риска устанавливается для каждого вида деятельности, осуществляемого юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска также установлены «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806. Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, при котором учитываются:

— тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;

— показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;

— показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;

— показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора, который зависит от количества оказываемых услуг или объема вырабатываемой продукции, наличия санитарно-защитной зоны и её размера, числа работников, продолжительности работы объекта;

— законопослушность или вероятность несоблюдения обязательных требований (результаты ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя, лабораторно-инструментальных исследований и измерений, количество вынесенных постановлений об административных правонарушениях за нарушение обязательных требований).

В Правилах отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности предусмотрена возможность как повышения класса опасности, так и его понижение в зависимости от результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в течение последних 3 лет.

На основе всего комплекса критериев расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к конкретной категории риска является основанием для установления периодичности плановых проверок, объемов и содержания надзорных мероприятий.

Проведение плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

— для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в календарном году;

— для категории высокого риска – один раз в 2 года;

— для категории значительного риска – один раз в 3 года;

— для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 4 года;

— для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о перечнях объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, которая размещена на официальном сайте Роспотребнадзора (http://risk.rospotrebnadzor.ru/search/).

Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Управлением с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью населения.