Облдума – о мониторинге правоприменения

В Калининграде в областной думе собкору Русский Рубеж сегодня, 6 июля 2020 года, сообщили о результатах мониторинга правоприменения закона Калининградской области от 12 мая 2008 года №244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (в части административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренной статьей 73 Кодекса):

image— В рамках осуществления мониторинга правоприменения в соответствии с законом Калининградской области от 10.06.2014 года №326 «О мониторинге правоприменения в Калининградской области», постановлением областной думы от 25.09.2014 года № 261 «О порядке проведения мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области» и в соответствии с Планом проведения мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области на 2020 год, утвержденным постановлением областной Думы от 23.12.2019 года №585 постоянным комитетом по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку проведен мониторинг правоприменения статьи 73 Закона Калининградской области от 12.05.2008 года № 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (далее – Закон области № 244).

В результате работы проведен анализ Закона области № 244 на предмет наличия норм, требующих приведения в соответствие с федеральным законодательством, недостатков юридико – технического характера, коррупциогенных факторов, а также судебной практики в сфере правового регулирования соответствующих отношений.

Закон области № 244 принят в рамках полномочий субъектов Российской Федерации и устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Калининградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положения данного Закона, предусматривающие административное наказание за совершение того или иного административного правонарушения, не применяются, если ответственность за их совершение установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 73 Закона области №244 установлена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Соответствующие положения закреплены в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопросы установления законами субъектов Российской Федерации административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства территорий неоднократно являлись предметом рассмотрения судебных органов.

Федеральное законодательство, наделяя субъекты Российской Федерации, правом принятия норм об административной ответственности, устанавливает достаточно серьезные ограничения. Это связано с наличием норм отраслевого законодательства по вопросам благоустройства муниципальных образований, ответственность за нарушение которого может быть установлена только актами федерального уровня.

Сегодня у нас особенно остро стоит вопрос установления административной ответственности за отдельные нарушения требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан и улучшению эстетического состояния территорий муниципальных образований Калининградской области, в частности:

— нарушение требований к внешнему виду фасадов зданий;

— проведение земляных работ без разрешения;

— несоблюдение периодичности окоса газонов;

— сброс хозяйственно-бытовых стоков из неканализированных домов;

— нарушение правил установки указателей с наименованием улиц.

С такой инициативой выступил городской совет депутатов Калининграда, представляющий позицию органов местного самоуправления по работе в данном направлении.

Постоянным комитетом ведется регулярный мониторинг правоприменения Закона области № 244, который был принят с учетом баланса интересов всех заинтересованных сторон.

На заседании президиума Парламентской ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР), состоявшемся 09 июня 2020, года обсуждался вопрос о проблемах законодательного регулирования административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства.

Постоянному комитету Парламентской ассоциации Северо-Запада России по правовым вопросам было рекомендовано изучить опыт регионов Северо-Запада России по данной тематике в целях выработки возможных предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Так, с учетом судебной практики и поступившего в областную думу заключения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области Законом Калининградской области от 27.12.2019 года № 382 «О внесении изменений в Закон Калининградской «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» признаны утратившими силу положения абзаца третьего пункта 1 статьи 73 Кодекса, устанавливающие ответственность за нарушения, выразившиеся в оставлении лицом, производящим погрузку твердых коммунальных отходов после их выгрузки из контейнеров в транспортное средство, выпавших при погрузке твердых коммунальных отходов.

Остро стоит вопрос практической реализации норм законодательства регионов в части административной ответственности за размещение транспортных средств на газонах. Должностные лица органов местного самоуправления не имеют доступа к базам данных правоохранительных органов, в связи с чем нет возможности оперативно установить собственника транспортного средства по регистрационному номеру для составления административного протокола.

Кроме этого, Правительством Калининградской области отмечено, что при реализации абзаца 9 пункта 1 статьи 73 Закона области № 244 возникает сложность с отнесением размещенных объявлений, афиш, листовок, плакатов к информационным либо рекламным материалам вследствие широкого толкования понятия «реклама», определенного в Федеральном законе от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно информации, предоставленной правительством Калининградской области, по статье 73 Закона области № 244 в 2019 году составлено 698 административных протоколов на сумму 9018200 руб., взыскано штрафов на сумму 5923143,14 руб.

В 2020 году рассмотрено 17 дел. Наложено штрафов на сумму 32 тыс. руб.

Также в ходе мониторинга проведена проверка соответствия Закона области № 244 выводам высших судов Российской Федерации (по аналогии с законодательными актами других субъектов Российской Федерации). По итогам изучения судебной практики несоответствия Закона области № 244 федеральному законодательству не установлено.

Коррупциогенных факторов не выявлено.

Рекомендовать правительству Калининградской области совместно с Калининградской областной думой продолжить работу по актуализации и совершенствованию нормативной правовой базы в сфере административных правонарушений.

Калининградской областной думе учесть опыт субъектов Северо-Запада России в вопросах законодательного регулирования административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства.